Битва за слух
Война – это шум, шум – это война. Потеря слуха у людей, принимавших участие в боевых действиях – проблема, старая, как мир. Шум битв знаком обитателям Земли с тех пор, как появилось насилие. Что же касается непрерывного создания все более нового, прогрессивного и громкого оружия, то в этом мы, к сожалению, чрезвычайно изобретательны.
Солдаты должны быть хорошо подготовлены (по крайней мере, технически) к уровню шума, который ожидает их в зоне боевых действий. Однако этого не происходит, о чем свидетельствуют ужасающие показатели численности ветеранов с поврежденным слухом. Вместо того чтобы снабжать солдат необходимыми средствами защиты слуха, страны предпочитают закрывать глаза и уши на эту проблему. Есть лишь одно положительное исключение – США. Обеспокоенные масштабами повреждений слуха, в последние годы они потратили 50 миллионов долларов на исследования, а ответственные лица пытаются всеми доступными средствами защитить уши своих солдат.

Войны так же стары, как и само человечество. Правда, история так нас ничему и не научила. Особенно тому, что касается военных травм,потому что и сегодня в ходе боевых действий слуха лишается не меньше солдат, чем в годы второй мировой. За прошедшие годы технический прогресс сильно продвинулся вперед, однако,беда состоит в том, что серьезнейшая проблема так и не была признана в качестве таковой. По крайней мере, в Германии: здесь ответственные лица до сих пор не видят никакой необходимости действовать.

«На Западном фронте без перемен»
Солдат, подготовленный к ведению боевых действий, вряд ли позабудет про каску, автомат или защитные очки. А как насчет беруш? Кажется, действительно эффективные средства защиты слуха в список основной амуниции Бундесвера не входят. Этот вывод можно сделать на основании анонимных высказываний солдат немецкой армии, которые жалуются в Интернет-форумах на свои страдания. Существуют ли какие-нибудь высказывания или информация на эту тему со стороны Бундесвера или Федерального ведомства по оборонной технике и поставкам? Ни единого слова!

Военнослужащие, которые вернулись с боевых действий с повреждением слуха или тиннитусом (шум в ушах), ошибочно приравниваются к другим ветеранам войны. Однако у них есть отличительная характеристика: их раны невидимы и не поддаются физическому исцелению. При статистических подсчетах их включают в категорию пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством. Специальный уполномоченный Министерства обороны ФРГ, бригадный генерал Христоф Мюнцлингер заявил в интервью журналу «Военная медицина и фармакология», что доля больных посттравматическим стрессом составляет примерно 2%. Невероятно малая цифра, если взять для сравнения данные США или Великобритании.

Учитывая то, что солдаты США получают наилучшие средства защиты слуха при ведении войн, имеют солидный опыт боевых действий, а официальные лица Соединённых Штатов не замалчивают данные о военных травмах, совершенно очевидно, что к столь малым цифрам немецких солдат-пациентов, которые приводит Мюнцлингер, следует отнестись весьма скептически. Всем известно, что существуют ложь, наглая ложь и статистика. Можно ли утверждать, что немецкие солдаты меньше подвержены повреждениям слуха и посттравматическому стрессу, чем американские?

Мюнцлингер в этом уверен и в качестве причин приводит лучшую подготовку немецких солдат, более стабильные семейные отношения и лучшую психическую устойчивость. «Важные факторы низких показателей посттравматического стресса – устойчивая система ценностей, поддержание самодисциплины, а также хорошее образование и военная подготовка, плановые и обязательные перерывы между военными действиями, взаимодействие войск и качество санитарного обеспечения. Здесь также следует упомянуть межкультурный обмен опытом, мысленную подготовку к ситуации, которая будет разворачиваться за 5000 км от дома, а также хорошее содержание семей, оставшихся на Родине. Согласно моему опыту, наши солдаты, когда они вступают в боевые действия подготовленными, чрезвычайно устойчивы к стрессу».

Несмотря на «всего» 2% пациентов, Бундесвер все же пытается предпринимать какие-то действия, правда, не всегда они продуманы и взвешены. В качестве примера можно привести 8,5-миллионный заказ фирме Geotronics AG на индивидуально приспосабливаемые антифоны CT-DECT JetCom. Об этом средстве защиты слуха солдаты говорят на Интернет-форумах, что оно ровным счетом ничего не дает. Опыт использования этого «защитного средства» солдаты называют катастрофическим. «Напоминают дешевые наушники-вкладыши к МР3-плееру, которые при малейшем движении выпадают из уха»; «Совершенно не приглушают звуки» - считают военные. 

Многие немецкие солдаты в частном порядке и за собственный счет заказывают слухопротезисту индивидуальные средства защиты слуха. После чего они же оказываются виноваты: если солдат носит средство защиты слуха, не одобренное командованием, и получает слуховую травму, официально он должен сам нести все расходы по лечению. При этом неофициально командиры все же терпят «личную амуницию» солдат из-за «общепризнанного дефицита официальной амуниции».

Военные действия против потери слуха
В отличие от Германии США действуют и тратят миллионы на исследования. Министерство обороны США выделило на эти цели 50 млн. долларов. Данная сумма превышает затраты, которые выделялись гражданским исследователям на аналогичные мероприятия, несмотря на то, что нарушения слуха имеются у 12% гражданского населения, т.е. у 38 миллионов американцев.

Еще в ходе войны в Ираке США поняли, что нарушения слуха у военнослужащих – проблема серьезная, и приказали им носить средства защиты слуха (антифоны). Однако по-прежнему высокое число травмированных, и в первую очередь страдающих тиннитусом, неприятно удивило медицинских и военных экспертов.

Согласно оценке Министерства по делам ветеранов, потеря слуха возглавляет перечень военных травм. Из 1,3 млн. солдат, служивших в Ираке и Афганистане, свыше 58 000 страдают потерей слуха, и свыше 70 000 – тиннитусом. Американская Ассоциация Тиннитуса планирует, что в 2013 г. расходы на лечение военнослужащих достигнут 1 млрд. долларов. К этому следует добавить выплаты с целью возмещения ущерба. В конце 2010 г. пенсию по инвалидности получали 745 000 ветеранов. Министерство по делам ветеранов выплатило им свыше 1,1 млрд. долларов.

Расходы Министерства по делам ветеранов на компенсацию при инвалидности из-за тиннитуса., в млн. долларов США.

Год Расходы Планируемые расходы Финансирование исследований
2005 418
2,5
2006 539

2007 696
4,0
2008 955

2009 1180
10
2010 1298

2011
1498
2012
1718
2013
1978
2014
2268

виды ограниченности для ветеранов войн в Ираке и Афганистане

Наиболее частые виды ограниченности для ветеранов войн в Ираке и Афганистане, требующие лечения, по данным на июль 2009 года.


Планируемое число ветеранов, которым потребуется лечение тиннитуса.
2009 2010 2011 2012 2013 2014
702 348   
744 000 1 006 882 1 157 915 1 331 602 1 531 342

Как объяснить эти высокие показатели, которые возникают, несмотря на все принятые меры безопасности? Учитывая то оружие, которое сегодня применяется, даже самая лучшая защита слуха действует лишь ограниченно, да и то ― только тогда, когда она правильно применяется. Но кто думает об использовании защитной амуниции в тот момент, когда речь идет о жизни и смерти? Большинство военных действий представляют собой бомбардировки, внезапные нападения или артиллерийские обстрелы, т.е. начинаются внезапно и неожиданно. И времени на то, чтобы успеть вложить антифоны в уши, уже не остается. Многие солдаты игнорируют защитные мероприятия для ушей из опасения, что их приглушенный слух не сможет различить звуки, имеющие жизненно важное значение. К этому следует добавить то, что сами эксперты много лет недооценивали «силу» разрывов бомб. Их детонация порождает мощные изменения воздушного давления, которое разрывает барабанные перепонки и даже приводит к переломам слуховых косточек. 70% солдат, подвергшихся действию такого взрыва, страдают необратимой потерей слуха, а 49% в дополнение к этому – тиннитусом. Потеря слуха простирается от слабой до сильной степени или полной глухоты.

Тренировочный лагерь для защиты слуха
США объявили войну потере слуха у своих солдат и провели целый ряд мероприятий, при этом гражданские и военные специалисты работают вместе, а результатами их сотрудничества пользуется все население страны.

Приведем некоторые примеры:
  • Солдат тщательно обучают использованию средств защиты слуха еще до начала военных действии.
  • В полевом госпитале на фронте имеются специалисты по слуху или врачи, готовые обеспечить первую помощь прямо на месте.
  • До и после каждого сражения солдаты проходят слуховой скрининг, чтобы вовремя распознать первые признаки потери слуха и принять меры. Если аудиограмма до боя отличается от исследования после боя, пациента немедленно отправляют к врачу.
  • Разработана и внедрена в практику программа обучения, раскрывающая важность защиты слуха и мотивирующая солдат внимательнее относиться к слуху как на службе, так и в частной жизни.
  • Ученым выделен значительный бюджет на проведение исследований в области слуха (6 млн. долларов США в год на 40 разных научных проектов).
С 2008 г. действует так называемая Программа слухового обучения, которая входит в программу основной подготовки солдат. В Форте Джексон, крупнейшем учебном центре армии США, военнослужащих обучают применению средств защиты слуха, добиваясь неплохих результатов. Они используют антифоны с готовностью, а главное – правильно. При этом самым тщательным образом обучают не только солдат, но и санитаров,врачей. Медиков учат побуждать военных рассказывать о своих проблемах, задавать правильные вопросы в зависимости от того, в каком военном столкновении участвовал тот или иной солдат.

Сегодня ВМС США уже снабжают своих солдат самыми современными системами защиты слуха, которые приглушают вредный шум и позволяют нормально слышать звуки повседневной жизни. Так, например, антифоны Quiet Pro норвежской фирмы Nacre получили положительные отзывы в Канаде, Италии, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Швеции и Дании. Еще один поставщик антифонов для армии – американская фирма Etymotic Research Inc, получившая приз за лучший продукт в категории «Здоровье» за свои антифоны BlastPLG HD15. Эти защитные средства уменьшают риск повреждения слуха до минимума, так как автоматически защищают от шума всякий раз, когда это необходимо. Причём, они обеспечивают абсолютно нормальное восприятие окружающих звуков, если поблизости нет опасных шумов. Кроме того, начиная с этого года, в американской армии проводится профлактика ― ВМС предписывают своим солдатам обязательное ежегодное прохождение слухового теста.


Приложение. Посттравматическое стрессовое расстройство
Посттравматическое стрессовое расстройство (далее ПСР) – психическое заболевание. Ему предшествуют одно или несколько событий, представляющих чрезвычайную угрозу или имеющих катастрофический масштаб (травма). При этом угроза не обязательно должна быть направлена на самого человека, а может относиться и к другим людям (например, человек стал свидетелем кровавого террористического акта или ДТП). Для ПСР характерно невольное возвращение к ощущениям, пережитым во время травмы, при этом у человека возникают те же самые сенсорные реакции (образы, физические ощущения), что и в во время травмирующих переживаний. Эмоциональные переживания людей, страдающих ПСР, часто характеризуются сильным страхом, виной, стыдом, грустью, гневом или эмоциональной глухотой. Некоторые пациенты испытывают отчужденность от окружающих, разрывают контакты, которые ранее были для них важны. У большинства пациентов проявляются симптомы автономного перевозбуждения, такие как  пугливость, возбудимость, проблемы концентрации и сна. В отличие от несчастных случаев или природных катастроф психологические травмы, вызванные человеческим насилием (сексуальные домогательства, изнасилование, война, политические преследования или пытки), часто приводят к более серьезным последствиям.

К симптомам посттравматического стрессового расстройства относятся:
  • частичная амнезия;
  • депрессии;
  • диссоциативные нарушения;
  • изменения личности;
  • разрывы устоявшихся отношений;
  • наркомания;
  • агрессивное поведение;
  • попытки причинить себе вред;
  • суицидальное поведение;
  • сексуальные проблемы (у жертв изнасилования и сексуального домогательства).

Петра Москато
Журнал Hörakustik 3-2012


Статьи для специалистов