Диалекты у животных
Мы, люди, очень гордимся тем, что можем говорить, то есть своей речью. Эта сложная высокопроизводительная форма умственной деятельности, с помощью которой мы облекаем знания в слова и передаем их последующим поколениям, присуща только людям. По крайней мере, мы так полагаем. Однако в последнее время ученые все чаще получают новую информацию о видах коммуникации представителей фауны, которая заставляет призадуматься. Одни животные могут издавать такие же последовательности звуков, как и мы, или имитировать человеческую речь, другие могут изменять свой «язык» в зависимости от географической местности и акустически отражать окружающий мир. Одним словом, они пользуются разными диалектами, если этот термин можно применить по отношению к братьям нашим меньшим.
Более подробно об особенностях коммуникации в мире животных расскрывается в предлагаемой статье.
С лондонской уткой особо не поболтаешь. Для непринужденной беседы больше подошла бы идиллическая крестьянская усадьба где-нибудь в сельской глуши, потому что пернатые обитатели Лондона достаточно грубы в общении. Это обнаружили ученые Лондонского университета Мидлсекс. Итак, разными диалектами пользуемся не только мы, люди, но и утки, киты, гиббоны и некоторые другие представители животного мира.

Утки

Разница в языке уток обнаружилась, когда ученые записывали их кряканье в Лондоне и в сельском Корнуолле. Оказалось, что пернатые, живущие в крупном городе, издают резкие и громкие крики, в то время как их сельские сородичи крякают гораздо дольше и не так интенсивно. И в этом нет ничего удивительного, утверждает лингвист Виктория де Рийке из университета Мидлсекс в интервью газете «Sun». По идее, утки должны противостоять шуму большого города. Кроме того, ученые предполагают, что эти птицы с помощью своих диалектов имитируют голоса живущих вокруг людей. А жители Лондона как раз склонны произносить более короткие и гортанные звуки.

Воробьи чирикают на крышах

Если кому-то покажется, что щебет птиц звучит как-то по-испански, возможно, слух его не обманывает, потому что многие виды птиц, такие как синицы или овсянки, приспосабливают свое пение к региональным особенностям и варьируют высоту тона, расположение отдельных звуков  и промежутков между ними. Так, с помощью сонографического анализа орнитологи смогли обнаружить у овсянок до пяти диалектных вариантов пения. В первую очередь, сильную местную окраску несут заключительные звуки. С их помощью речевые границы часто можно определить с точностью в несколько сотен метров. А если птенцы овсянок растут под влиянием двух или нескольких диалектов, то в этом случае, как утверждает Союз защиты дикой природы, вырастает настоящая «мультикультурная» птица. По мнению орнитологов, такой многоязычный певческий талант позволяет самцам производить большее впечатление на самок, так как пернатые дамы предпочитают самые необычные и изобретательные песни. В связи с тем, что самки имеют очень тонкий слух, они реагируют даже на крохотные различия. В результате тот, кто продолжает твердить заезженный репертуар, остается в пролете.

Западные и восточные жители моря

Несколько лет назад американские ученые из нескольких университетов и институтов океанографических исследований принялись интенсивно подслушивать китов. Их работа уже дала первые удивительные результаты. Оказалось, что синие киты говорят, а вернее, поют на разных диалектах. Если в восточной части Тихого океана эти морские исполины общаются с помощью низких пульсирующих звуков, то в других регионах синие киты поют по-другому, заявляет Дэвид Меллингер из Университета штата Орегон. Разные популяции имеют отличные от других сочетания такта, тембра и высоты тона. А у самцов кита-горбача в южной части Индийского океана даже можно различить западный и восточный диалект, как пишут ученые в специализированном журнале «Marine Mammal Science».

Киты

Народная музыка в царстве фауны

Как известно, гиббоны имеют подлинный певческий талант. Они общаются друг с другом с помощью арий и таким же образом пытаются произвести впечатление на противоположный пол. При этом в процессе пения они, как недавно сообщил журнал «Spiegel», пользуются той же вокальной техникой, что и окончившие консерваторию певцы-сопрано. Не менее удивительно и то, что у них, как и у нас, людей, существуют региональные диалекты. Это обнаружили исследователи Центра защиты приматов в немецком Геттингене. Они проанализировали арии 92 групп обезьян по частоте и темпу. Наиболее схожее пение принадлежало группам, которые проживали недалеко друг от друга.

Причина возникновения диалектов – шум?

Шум влияет на пение многих певчих птиц. Он заставляет их не только петь громче, но и менять репертуар. Это обнаружили американские исследователи в ходе эксперимента с болотными зонотрихиями (род птиц из семейства овсянковых). Птенцы повторяли только ту последовательность звуков, издаваемых сородичами, которая доходила до них четко и неискаженно, и полностью игнорировали последовательность звуков, качество которой страдало от окружающего шума, как сообщают ученые в специализированном журнале «Biology Letters». Таким образом, шум играет важную роль в культурной передаче птичьего пения потомству и может объяснить, почему певчие птицы одного и того же вида в разных жизненных условиях часто поют совершенно разные мелодии.

То, что шум мирового океана мешает коммуникации китов, известно давно. Недавно появились новые сведения о том, что на их пение влияет даже шум, который находится за пределами частоты голосов морских обитателей. Исследователи из Калифорнийского университета в Ла Джолла были изумлены призывными криками исследуемых ими синих китов. В специализированном журнале «PloS ONE» они сообщают, что пение этих огромных морских млекопитающих меняется из-за далеких звуков сонара, хотя частотные диапазоны голосов китов и гидролокатора не перекрываются, потому что сонар использует гораздо более высокий тон. Оказывается, чем ближе этот прибор для обнаружения подводных объектов к китам и чем громче он звучит, тем выше вероятность того, что киты полностью замолчат, пишут исследователи. Этот результат показывает, что даже звуки, имеющие более высокую частоту, чем те, что издают киты, могут влиять на коммуникацию этих животных.

Совсем иначе морские жители реагируют на корабельный шум. Против этого конкурирующего шума они пытаются протестовать, причем с помощью все более низких тонов. Каждый год пение китов во всем мире становится примерно на октаву ниже. Однако ученые пока еще не могут сказать, действительно ли это является реакцией на окружающий шум или просто модным поветрием, из-за которой современные самки кита предпочитают более низкие тона. Несомненно лишь то, что пение китов изменяется под действием глобальной тенденции. Но вопрос о том, какую роль играем мы в этом вавилонском смешении языков в царстве фауны, пока остается без ответа.

Журнал «Horakustik», № 10, 2012 год

Статьи для специалистов