Истории о слухе, или Большое путешествие в мир звука, шума, речи, музыки и спорта. Часть 2. Шум – от ума к сердцу: вред или польза?

Мы продолжаем публикацию фрагментов книги «Истории о слухе», выпущенной недавно в Германии, и приглашаем вас, уважаемые читатели, к разговору о том, какую роль в нашей жизни играет шум, как защититься от него и к каким последствиям может привести пренебрежение самыми элементарными правилами безопасности. Действительно, шум раздражает нас и может повредить слух… Но что конкретно происходит, когда мы подвергаемся его воздействию? Как посторонний шум влияет на нашу способность обрабатывать информацию? И почему на дискотеках и концертах мы добровольно подвергаемся действию таких уровней шума, которые в других случаях считаем непереносимыми?

За ответами на эти вопросы авторы книги отправились к профессору кафедры психологии труда, окружающей среды и здоровья Университета Айхштетта/Ингольштадта Юргену Хеллбрюку.

– Г-н Хеллбрюк, что в действительности происходит с нами, когда мы подвергаемся действию шума?
Ю.Х.: Все зависит от того, к какому виду принадлежит источник шума и как мы к нему относимся. Диапазон возможных реакций чрезвычайно широк. В принципе мы различаем два вида действия шума: слуховое (имеющее отношение к слуху) и внеслуховое (все остальные проявления).
 
Последствия воздействия шума на органы слуха абсолютно очевидны: он может повредить их. Это может произойти молниеносно, например, при взрыве снаряда или петарды, если вы находитесь поблизости. Но чаще всего повреждение слуха от действия шума развивается годами; оно может быть связано с шумовой нагрузкой на рабочем месте или со слушанием слишком громкой музыки.
 
– Что представляют собой шумовые действия, направленные не на слух?
Ю.Х.: Мы выделяем три группы. Существуют мгновенные последствия, которые проявляются немедленно.
К ним относятся, например, нарушения коммуникации. Вы хотите поговорить, но окно в комнате открыто. Уличный шум полностью или частично маскирует речь. Вам приходится говорить громче, либо вы вынуждены закрыть окно или перейти в другую комнату, что, в свою очередь, может причинить дополнительные неудобства… В повседневной жизни нас больше всего раздражают именно такие проявления шума. К этой же группе относятся нарушения сна из-за шума. Если первоначально вы просто не можете заснуть или преждевременно просыпаетесь, то с течением лет это может перейти в хроническую форму.

Вторую группу создают так называемые кумулятивные (накапливающиеся) действия шума, которые проявляются со временем. Представьте себе, что вам нужно написать статью в ограниченный срок в шумной обстановке. Вы начинаете работать, концентрируетесь, напрягаетесь, но через какое-то время вы больше не можете трудиться эффективно, потому что устали. Вы злитесь, делаете ошибки и раздражаетесь еще больше. В какой-то момент вы доходите до состояния, когда вам больше всего хочется разбить источник мешающего шума, например, ваш ноутбук, об стенку. Такие накапливающиеся последствия типичны для работы, особенно умственной.
 
К третьей группе относится хроническое действие шума на организм человека. Для иллюстрации можно привести такой пример. Хорошо известно, что длительное нарушение сна вредит здоровью. При этом никто точно не знает, почему и, главное, зачем нам вообще нужно спать. В начале исследований сна проводили опыты на крысах. При длительном воздержании от сна они умирали, причем от инфекционных заболеваний. В связи с этим ученые вынуждены предположить, что наша иммунная система может пострадать от выраженных нарушений сна, причиной которых, в том числе, может стать и шум.

Истории о слухе


Еще одно негативное воздействие, о котором часто упоминают в прессе, – развитие сердечнососудистых заболеваний как следствие уличного шума. Например, в газете можно прочесть: «Шум уличного движения ежегодно вызывает в Германии 2000 смертей от инфаркта…». Разумеется, это утверждение имеет под собой какие-то доказанные факты. С другой стороны, в процессе опытов это хроническое действие шума не удалось подтвердить на 100%. Но следует отметить, что такие исследования требуют вложения колоссальных средств. Необходимо привлечь большое число испытуемых, при этом ученые должны сравнить показатели долгосрочной заболеваемости людей, которые подвергались действию шума, с данными тех, кто живет уединенно. Кроме того, нужно скоррелировать все остальные факторы, которые не связаны с шумом: процент курильщиков, употребление лекарств и т.д.

– Являются ли все последствия шума отрицательными, или иногда он может иметь и положительный эффект?
Ю.Х.: Согласно определению, шум – это неприятный звук, который оказывает на нас вредное влияние. Таким образом, предполагается, что он нежелателен всегда. Но это не совсем так. В принципе шум работающего двигателя автомобиля можно обозначить как явление отрицательное. Но для человека, который едет на машине, этот звук является важным источником обратной связи, который он сознательно или бессознательно учитывает в своем поведении. То есть в некоторых ситуациях шум обеспечивает функцию обратной связи.

Истории о слухе 

Но в своем физическом действии на слух шум весьма однозначен: энергия преобразуется во внутреннем ухе независимо от того, как вы оцениваете звук. Громкая музыка, которая мне приятна, опасна точно так же, как и шум двигателя, который мне неприятен.

– А чем внеслуховое действие шума, то, которое не направлено на слух, отличается от слухового?
Ю.Х.: Может случиться так, что человек, который работает на станке, ощущает себя ограниченным в возможностях, если больше не может слышать шум мотора. Между прочим, это основная проблема при защите слуха на рабочем месте. Согласно директиве ЕС, сегодня средства защиты слуха рекомендованы к применению при уровнях, превышающих 85 дБ. Но при этом человек не слышит то, к чему привык, он теряет уверенность в том, что действительно всегда слышит речь коллег. Это одна из возможных причин, почему люди не любят носить защитные средства.

– Как давно возникло всеобщее осознание вредного действия шума?
Ю.Х.: Люди обращали внимание на шум еще во времена античности. В Древнем Риме, например, жители жаловались на грохот от телег, на которых перевозили различные грузы. Особенно сильно он мешал добропорядочным горожанам по ночам.

Будь то Шопенгауэр или Тухольский, цитаты о том, что шум – это бич человечества, известны во все времена. В первой половине ХХ века философ Теодор Лессинг основал «Общество против шума». Впоследствии на его основе была создана Рабочая группа по борьбе с шумом.

Систематическая борьба с шумом началась в 1920-1930-е годы, в первую очередь, на производстве. Уличный шум тогда еще не был таким интенсивным, как сегодня, и люди не проживали так тесно. Зато существовали шумные производства. В тяжелой промышленности, например, штамповка деталей происходила совсем иначе, нежели в наши дни. Тогда больше думали о том, как повысить производительность труда, а не о сохранении здоровья рабочих.
 
– Когда начали проводить научные исследования воздействия шума на организм человека?
Ю.Х.: Важный толчок дали военные во время Второй мировой войны. В Америке один из первых знаменитых психоакустиков Стэнли Смит Стивенс получил задание: изучить действие шума на летчиков. Было установлено, что с пилотами часто происходили несчастные случаи, когда они после полета заходили на посадку. До этого они находились в полете часами, сбрасывали свой бомбовый груз, а потом все внезапно прекращалось. Шум в кабине стоял нечеловеческий. Было выдвинуто предположение о том, что этот шум чрезмерно утомляет пилотов. Стивенс провел исследование, какой уровень шума способен выдержать человек.
 
Другим прославленным первооткрывателем стал британский психолог Фредерик Чарльз Бартлетт, который руководил в Кембридже институтом прикладных психологических исследований. Еще в 1930-е годы по заказу военных он начал исследовать, какое влияние оказывает шум на производительность человека. Однако с конца 40-х годов ХХ века, с возрастанием интенсивности уличного движения, все большее значение стали приобретать исследования транспортного шума. То есть задачи, которые ставились перед учеными, постепенно менялись. Уходя от тяжелой физической работы, люди все больше концентрировались на умственной деятельности в тихой обстановке.
 
Кроме того, психология познания давала новые сведения, благодаря которым можно было более дифференцированно изучать, как разные виды шума влияют на процессы познания, на память, внимание или мышление. Если сначала искали ответ на общий вопрос: оказывает ли шум вредное воздействие на наши способности или нет, то сегодня мы хотим получить более узконаправленные знания, взять хотя бы исследования акустики в классах, которые мы последние несколько лет проводили вместе с  ольденбургскими учеными.
 
В настоящее время уже выработан новый взгляд на обработку информации. Так называемая рабочая, или крат- ковременная, память удерживает новую информацию в течение нескольких секунд. Мы знаем, что она крайне оперативно реагирует на фоновый шум, который сегментирован во времени, например, на устную речь. Тот, кто хочет результативно работать в ситуации, когда вокруг находится много говорящих людей, с трудом сможет это сделать.

Довольно сильно сегментирована и музыка. Когда мы проводим тесты на кратковременную память, мы часто используем музыку эпохи барокко. При этом запоминание ухудшается по сравнению с тихой обстановкой на 30%. Примечательно то, что если после проведения такого теста спросить у человека, не мешали ли ему окружающий шум или музыка, он ответит: «Нет, со временем я просто переставал их слышать».

То есть несмотря на то что шум не всегда воспринимается осознанно, он все же влияет на кратковременную память и маскирует в ней именно ту информацию, которую мы хотели бы сохранить. В ходе наших тестов испытуемые слышат последовательность цифр или согласных, которую они должны запомнить. Но под влиянием определенной музыки или фоновой речи они делают много ошибок, причем совершенно независимо от громкости предъявляемого звука.

Истории о слухе


Почему так происходит, мы пока можем только догадываться. Возможно, мы понимаем речь лишь тогда, когда она прошла через нашу кратковременную память. Если вы, например, хотите понять длинную фразу, смысл которой сосредоточен в конце, вы должны сохранить ее слова в кратковременной памяти. Но многие другие звуки вы ни за что не запомните просто потому, что для вас они не имеют никакого смысла.
 
– Значит ли это, что в случае восприятия речи кратковременная память автоматически определяет, что следует запоминать, а что нет?
Ю.Х.: Как наш мозг понимает, что является речевым звуком, а что нет? Откуда он знает, что сейчас он должен включить или отключить рабочую память? Наш мозг решает это, еще не осознав смысл. Очевидно, сама эволюция привела нас к тому, что мы по-разному реагируем на определенные физические характеристики речевого звука.
 
Функция мозга, назовем ее условно «распознавание образцов», постоянно сканирует звук. Речь, как и музыка, представляет собой звук с уникальным строением, который «изобрели» люди и которого не существует в природе. Наш мозг распознает его и включает рабочую память. Но если мы в то же самое время должны понимать и усваивать какую-то другую информацию, возникает интерференция, и качество запоминания снижается. Вот так мы себе это представляем сейчас, в XXI веке.
 
– Исходя из этого, целесообразно ли в ситуации, когда нужно концентрироваться на речевой информации, оборудовать рабочие места в больших офисных помещениях, если изначально в них предполагается наличие большого количества шумовых помех в виде речевых звуков?
Ю.Х.: Действительно, работать гораздо комфортнее в тишине. Но лишь немногие находятся в таком привилегированном положении. Если вы спросите людей в большом офисном помещении, что мешает им во время работы, обычно это разговоры коллег на заднем плане, звонки телефонов или стук клавиш клавиатуры. При организации внутренней акустики помещения требуется соблюдать два аспекта: нужно хорошо понимать речь, но при этом она по возможности не должна мешать. Когда я думаю над каким-либо проектом, разборчивость речи мне не нужна. Но когда я общаюсь с коллегами, разборчивость речи должна быть хорошей.
 
Известно, что большие офисные помещения организуются в том числе исходя из экономических побуждений, например, чтобы была возможность быстро изменять количество рабочих мест. В числе прочего мы с коллегами по университету изучаем, как создать в таком помещении островки «тишины», в которых звук поглощался бы как можно лучше. Также мы изучаем, в какой степени необходимо снижать громкость звуков, чтобы сделать помехи минимальными. Ведь при организации офисных пространств речь, в конечном счете, всегда идет о соотношении цена/польза.

– Изменилось ли в последнее время отношение общества к шуму?
Ю.Х.: В целом чувствительность людей по отношению к шуму и вызывающим его источникам возросла; возможно, еще и потому, что эта тема регулярно выносится на общественное обсуждение. Периодически появляются группы лиц, которые протестуют против запланированного строи- тельства аэродромов,  новых автомобильных трасс и т.д. Такая бурная реакция возникает еще и потому, что излишний шум приводит к снижению стоимости недвижимости, находящейся неподалеку от источника этого шума.
 
Свой вклад в решение проблемы вносит ЕС. Еще в 1996 году Европейский Союз выпустил так называемую «Зеленую книгу», в которой описываются прогнозы дальнейшего развития уличного шума. Ожидается его колоссальный прирост, особенно за счет увеличения количества автомобилей, в первую очередь, большегрузных. Известно, что грузовые перевозки обычно осуществляются по ночам, что влечет за собой сильный ночной шум. Возрастает и интенсивность движения. Чтобы справиться с этим, согласно Директиве ЕС, все крупные города и густонаселенные районы должны разработать планы по снижению шума и реализовать их как можно скорее.
 
– В заключение предлагаем обсудить такой важный вопрос, как воздействие шума на концертах и дискотеках и при прослушивании музыки. Ведь здесь шум также может стать серьезным источником опасности…
Ю.Х.: Многие молодые люди относятся к этому весьма легкомысленно. Возникает вопрос – почему они добровольно подвергают себя действию таких высоких громкостей? Это просто удивительно – слушать музыку с громкостью в 100 дБ, в то время как при шуме от станков величиной 100 дБ человек зажимает уши и бежит из помещения. То, что молодые люди идут на дискотеки и слушают музыку на предельной громкости, связано со многими причинами, которые не имеют ничего общего со слухом. Им хочется встречаться, приобретать друзей, получать удовольствие. Существуют любопытные теории, которые описывают взаимосвязь громких звуков и человеческого удовольствия. Например, британские ученые обнаружили, что ритмичная музыка с высокой интенсивностью в низкочастотной области может действовать на наш орган равновесия. Басовые звуки, которые мы ощущаем в животе, вызывают у нас ощущение удовольствия, подобные тому, которые мы испытываем, катаясь на качелях или на американских горках.
 
Существует и другая теория, так называемая окситоциновая гипотеза. Она гласит, что при ритмичной музыке вырабатывается гормон окситоцин, т.е. гормон возникновения парной связи. Именно он управляет возникновением ощущения связи, например, между матерью и ребенком. Было доказано, что в сочетании с определенной музыкой, например, с маршевой, т.е. с музыкой, которая синхронизирует движения людей, этот гормон укрепляет отношения. Мы не можем сказать, что эта теория верна на 100%, но в ней определенно что-то есть.

Подводя итог нашей беседе, я хотел бы сказать следующее. Мне и моим коллегам приходится решать разные задачи, которые перед нами ставит жизнь. Но какими бы экспериментами мы ни занимались, конечная цель наших исследований всегда одна – снижение негативного воздействия шума на человека.


Перевод по материалам книги Райнера Хюлса
и Мартина Шааршмидта «Истории о слухе»

Это интересно:

Статьи для специалистов