Несмотря на болезнь Меньера, я могу наслаждаться музыкой
Эндрю Хагилл – композитор и музыкант, много лет возглавляет кафедру креативного программирования (решения творческих задач при помощи компьютера) в университете Лестера (Великобритания). Около десяти лет назад у него диагностировали болезнь Меньера, которая негативным образом повлияла не только на профессиональную карьеру, но и на общее отношение к музыке. После постановки диагноза профессор Хагилл не мог выступать на концертах до тех пор, пока ему не подобрали слуховые аппараты.

Профессор Хагилл, что значит для Вас музыка?

«То, что хочу посвятить свою жизнь музыке, я впервые понял примерно в одиннадцать лет. Я не мог себе представить жизнь без музыки. Ведь она помогает людям выразить себя, особым образом рассказывает важные вещи о человеческих ощущениях, которые невозможно описать словами. Музыка стала важнейшей частью моей жизни. Именно она дала старт профессиональной карьере как композитора, музыканта, преподавателя» — Эндрю Хагилл


В 2009 году у Вас диагностировали болезнь Меньера. Как это повлияло на Ваше отношение к музыке и на профессию в целом?

Болезнь Меньера характеризуется четырьмя симптомами: головокружение, потеря слуха, тиннитус и давление в ухе. Самый худший из этих симптомов, несомненно, головокружение. В этот момент кажется, что весь мир вращается вокруг тебя. Приступы могут длиться до пяти часов, сопровождаясь тошнотой и другими неприятными ощущениями. Это ужасно! Когда приступ начинался в рабочее время, я закрывался в кабинете. Моя ассистентка садилась у двери и никого не пускала. Она была одной из немногих людей, которые знали о моей проблеме.

Почему Вы скрывали свою болезнь?

То, что я скрывал наличие проблемы со здоровьем, однозначно было признаком слабости, я никому не хотел говорить о том, что у меня есть нарушение слуха. Болезнь очень сильно затронула мои творческие способности. Я все еще мог создавать новую музыку и полностью слышать музыкальное произведение у себя в голове. Но я не мог, как прежде, прослушать результаты моей работы! Для меня как для композитора это создавало большие трудности, особенно потому, что я все активнее занимался цифровой музыкой. Возник вопрос: неужели придется вернуться к тому, чтобы записывать ноты на бумаге? Потому что только так я мог контролировать свою работу.

Сегодня Вы носите слуховые аппараты. Помогают ли они Вам в профессии?


Да, некоторое время назад мне подобрали и настроили первые слуховые аппараты. Я очень волновался во время этого процесса, потому что у меня сильная потеря слуха в правом ухе и средняя – в левом. Вдобавок к этому тиннитус постоянно менялся, час за часом и день за днем, причем как по виду, так и по интенсивности. Было мало надежды на то, что я снова смогу ощущать музыку. Не могу сказать, что подошли первые предложенные специалистом аппараты. До того как найти свой идеал, я перепробовал несколько моделей. И каждый раз сталкивался с тем, что, хотя они помогали при разговорах, но музыка в них звучала просто ужасно. Аппараты, которыми я пользуюсь сейчас, произвели настоящий фурор. Боже мой! Музыка снова начала звучать как нужно! После протезирования самым замечательным стало то, что я могу работать как прежде и снова творить.

Эта мысль стала мостом, ведущим из пропасти прошлого к тому, кем я являюсь сегодня. Слуховые аппараты открыли новые перспективы, я наконец-то снова могу принимать участие в живых концертах вместе со своими коллегами. Сегодня мы работаем над одним очень интересным проектом с рабочим названием  «Слуховое многообразие».

Что Вы под этим понимаете?

Слуховое многообразие опирается на знание о том, что каждый из нас слышит по-разному. Во время работы над этим проектом мы пытаемся создавать музыку, которая учитывает особенности слуха глухих и слабослышащих людей. В наших концертах принимают участие музыканты, по разным причинам имеющие проблемы со слухом. Кто-то родился глухим, кто-то получил акустическую травму, кто-то имеет частичную потерю слуха или как я, болезнь Меньера. Несмотря на то, что проект еще находится только на стадии развития, мы уже приобрели уникальный практический опыт и поняли, что имеем все шансы получить поддержку в разных странах мира. Музыкантов с нарушениями слуха достаточно много. Мы надеемся, что проект «Слуховое многообразие» позволит им встретиться на концертной сцене и продолжить профессиональную карьеру. 

Мартин Шааршмидт, журналист, автор множества статей,
посвященных вопросам аудиологии, слухопротезирования,
развитию технологий в области диагностики нарушений слуха


Иконка Восклицательный знакБолезнь Меньера названа в честь французского врача Проспера Меньера, который впервые описал ее в 1861 году. Патология характеризуется чрезмерным скоплением в полостях внутреннего уха жидкости – эндолимфы. Повышение ее давления приводит к нарушениям функции слухового и вестибулярного аппарата. Заболевание не сопровождается воспалительным или гнойным процессом, носит рецидивирующий характер и существенно ухудшает качество жизни человека. Без соответствующего лечения тугоухость и шум в ушах усиливаются, что со временем может привести к практически полной потере слуха. Приступы головокружения часто начинаются внезапно, из-за чего человек теряет возможность управлять автомобилем или другой сложной техникой.
По данным ВОЗ, заболевание встречается у одного человека из 1000, впервые диагностируется в возрасте от 40 до 60 лет и чаще поражает женщин, чем мужчин.  

Экспертные материалы