Хорошо известно, что настройка слуховых аппаратов в первую очередь ориентирована на понимание речи и ее характеристики. Это вполне логично, потому что большая часть важной слабослышащему звуковой информации связана со слушанием речи в тишине или в шуме. Но как быть тем людям, которым усиление звука необходимо для того, чтобы исполнять музыкальные произведения или просто слушать их? Должна ли существовать в слуховых аппаратах специальная программа для прослушивания музыки, отличающаяся от программы «речь в тишине»? Ответ на этот вопрос нам подскажет статья из американского журнала «The Hearing Review».
Программирование слуховых аппаратов для прослушивания музыки

Между речью и музыкой, с точки зрения их характеристик как входных сигналов, в слуховых аппаратах есть множество различий. Но только два фактора имеют определяющее значение для настройки: повышенные уровни музыкальных звуков и коэффициент пика нагрузки. Даже тихая музыка может превышать уровень 100 дБ УЗД, в то время как самые громкие звуки речи располагаются в диапазоне  до 80 дБ УЗД. Коэффициент пика нагрузки представляет собой всего лишь разницу между средним уровнем звука и его пиками. Для речи он составляет около 12 дБ. Для музыки он может доходить до 18-20 дБ. Музыкальные инструменты «приглушают» звук не так сильно, как это делает человеческий рот, внутри которого находятся мягкие стенки, слюна и слизистая оболочка. Вот почему пиковые значения для музыки, как правило, становятся на 6-8 дБ выше, чем для речи. Оба вышеупомянутых фактора способствуют возникновению более высоких уровней звука в случае с музыкальными произведениями.

Маршалл ЧейсинПолучается, что слуховые аппараты должны уметь обрабатывать этот более высокий звуковой уровень без искажений. Однако, к сожалению, большинство аппаратов не отвечают этому требованию: главным образом, из-за аналого-цифрового преобразователя (АЦП) и других фронтальных характеристик. То есть они не способны обрабатывать эти входные сигналы повышенного уровня в достаточной степени. Специалисты считают эту особенность исключительно технической проблемой на входе аппаратов. Она не имеет ничего общего с настройками программного обеспечения, которые начинают действовать в схеме слухового аппарата на следующих этапах. Однако если входной сигнал искажается уже на самом раннем этапе его обработки, то никакие последующие программные манипуляции не улучшат качество звука.
 
Следовательно, так называемые «программы для прослушивания музыки» будут приносить небольшую пользу, если не решить проблему искажения звука на входе. Предположим, что мы имеем дело с теми немногими слуховыми аппаратами, чья конструкция позволяет обрабатывать громкие входные сигналы музыки без искажений. Каковы распространенные среди пользователей «мифы о программировании», которые хорошо бы знать всем?

Миф № 1: повышенная компрессия

Действительно, при повышении компрессии некоторая разница может наблюдаться. Но выбор компрессии в первую очередь зависит от сенсорного/нервного повреждения улитки слабослышащего человека и лишь во вторую – от свойств входных стимулов. Для современных слуховых аппаратов, которые используют одну из форм среднеквадратичной компрессии, параметры компрессии в программе для прослушивания речи в тишине должны быть аналогичны параметрам программы для прослушивания музыки.

Миф № 2: расширенная полоса пропускания

Многие производители заявляют, что их музыкальные программы имеют более широкую полосу пропускания, чем программы прослушивания для речи. Однако эти заявления ошибочны. В любых ситуациях необходимо выбирать максимально возможную ширину полосы пропускания усиленного сигнала, если этому не препятствуют ограничения улитки, такие как мертвые кохлеарные зоны. Полоса пропускания программы для слушания речи в тишине должна быть такой же, как для музыкальной программы. Усиления в высокочастотном диапазоне бывает достаточно лишь в редких случаях, даже если используется программа «речь в тишине». По этой причине всегда, когда есть возможность, специалисты рекомендуют использовать дополнительное высокочастотное усиление. Ширина полосы пропускания, как и компрессия, является индивидуальным фактором и в первую очередь зависит от кохлеарной функции, а не от характера входных звуков.

Миф № 3: расширенное низкочастотное усиление

Ноты левой части клавиатуры фортепиано – те, что располагаются в басовом ключе – все равно ниже самого нижнего звука, который в слуховых аппаратах усиливается для речи. Многие слухопротезисты считают, что эти низкочастотные ноты нуждаются в усилении, однако это не так. Тому есть три причины. Во-первых, в большинстве случаев протезирования слуховым аппаратом ухо остается открытым полностью или наполовину, а потому эти основные низкочастотные ноты попадают в слуховую систему человека через вент и не усиливаются – их слышно и так. Во-вторых, хотя основная энергия ноты не может быть усилена, ее высокочастотные гармоники усиливаются, улучшая качество музыки. В-третьих, было бы неправильно предполагать, что слушание отдельной конкретной ноты определяет высоту тона. Она зависит от разницы между двумя смежными гармониками, а не от частоты тона как таковой. Например, человеку нет необходимости слышать ноту «до» с основной частотой 131 Гц: для него важнее слышать разницу величиной 131 Гц, которая может возникать между частотами 1000 Гц и 1131 Гц. Это явление имеет название «отсутствие основных нот». А если принять во внимание все перечисленные аргументы, сам собой напрашивается вывод, что расширенное низкочастотное усиление для комфортного прослушивания музыки совсем не обязательно.
 

Журнал «The Hearing Review» № 10 от 2015 года



Статьи для специалистов