Звуковой дизайн для города будущего
Где бы мы ни находились: на улице, в парке, в магазине или на работе – везде городской шум проникает в наши уши. Звучание города многогранно и различается в зависимости от места. Ученые больше не хотят оставлять этот звуковой фон на волю случая и предлагают всем вместе создать «культуру звукового оформления». Для достижения этой честолюбивой цели в самых крупных и шумных городах Германии уже начали претворяться в жизнь первые подобные проекты, в том числе в Университете искусств и в Берлинском техническом университете.

Существует ли формула благозвучия для общественного пространства?

«Я люблю шум Марселя. Рвется вперед тяжелый колокольный звон, атакуют хриплые пароходные гудки, с неба льется победное птичье пение. А затем подступает целая рать повседневных голосов, крики людей, гудки автомобилей, звон посуды, звук шагов, цокот подков, лай собак. Это праздничное шествие звуков». Так писал 15 октября 1925 года во «Франкфуртской газете» австрийский писатель и публицист Йозеф Рот. Но то, что для Рота было праздничным шествием звука, для современных людей, которые все сильнее подвергаются воздействию уличного шума, не всегда звучит так же благозвучно и часто связано со стрессом. Тем не менее, эксперты в области звука и шума требуют творческого и индивидуального подхода к этой проблеме, ведь не всегда понятно, почему мы воспринимаем тот или иной звук в виде шума. «Шум – это звук, который мешает. Однако мозг не каждый звук воспринимает как неприятный: это всегда зависит от конкретного человека и ситуации», – объясняет Бригитта Шульте-Форткамп, эксперт по звуку Берлинского технического университета.

Звук как явление восприятия

«Мы хотим узнать, как воспринимается городская среда с точки зрения слуха, и определить, каким образом можно улучшить звучание города. Каждый мегаполис имеет свое звуковое оформление, которое воспринимается нами субъективно», – говорит Томас Кузицки. Музыкант с высшим образованием, он является соучредителем Объединения слуховых архитектурных исследований при Берлинском университете искусств – художественно-научного учреждения, которое занимается исследованием и проектированием звуковой среды и сотрудничает с магистратурой в области исследований звука. Здесь архитекторы, музыканты или дизайнеры могут расширить свои знания о многообразии звуков. Самая сложная задача для ученых – уловить звук, необходимый для исследования; в своей работе они понимают звук как комплексное и чувственно-эстетическое явление. «Нашим измерительным аппаратом, с позволения сказать, является ухо. Мы записываем услышанное в определенном месте города в слуховой протокол, определяем, какие звуки мы слышим, и оцениваем, к примеру, их разнообразие».

Звуковой тест берлинских площадей

Одной из экспериментальных площадок стала площадь Эрнста Рейтера в берлинском районе Шарлоттенбург. Это узловой транспортный пункт, типичный для послевоенной застройки, когда во всех городах планировали прямой проезд транспорта. Пять многополосных шоссе сходятся здесь и образуют «Колено», как раньше называли эту площадь. Для нее характерен большой островок в центре, вокруг которого происходит круговое движение. Но на него можно попасть лишь по одной-единственной лестнице, которая выходит из шахты метро, а потому на островке нет ни души. Чтобы изучить местную звуковую среду, Томас Кузицки и его коллеги заполнили 300 слуховых протоколов и сделали 150 звукозаписей с помощью манекена, микрофон на голове которого имитирует человеческий слух.  Кузицки пришел к следующему заключению: «Хотя прохожие часто воспринимают площадь как слишком громкую, проблема заключается не в чрезмерно высоком уровне звука, а в звуковой монотонности. Транспорт создает аморфный фоновый шум, поэтому звуковая среда площади довольно монотонна и безжизненна и в ней нет ничего городского».

За эти инновационные исследования Объединение слуховых архитектурных исследований в 2013 году получило премию «Превосходное место в Стране идей». Ученые предполагают, что в самом ближайшем будущем они смогут представить полученные результаты организаторам движения городского транспорта, местным политикам и другим лицам, принимающим решения относительно площади Эрнста Рейтера. У исследователей есть свои соображения о том, как трансформировать звуковое пространство этого места. Например, островок в центре необходимо сделать более доступным для пешеходов, изменив для этого алгоритм переключения светофоров, чтобы на нем стало более оживленно. Кроме того, здесь же можно поставить павильоны, которые, в отличие от свободно стоящих небоскребов, будут прочнее привязаны к площади. «Их можно использовать как киоски, как выставки или как рабочие места для студентов. Это оживит площадь и повысит ее ценность, причем не только в звуковом отношении», – считает Томас Кузицки.
 
По словам Кузицки, городское планирование слишком сильно сосредоточено на простом подавлении шума. А слуховая архитектура ставит перед собой несколько другую цель: не просто реагировать на уже имеющийся шум, а изначально участвовать в оформлении звуков и пространств. «Существует потребность создавать такую звуковую картину, которая соответствовала бы конкретной ситуации данного места», – говорит исследователь звуков. В качестве примера места с недостаточной слуховой архитектурой он называет слишком шумный Sony Center на Потсдамской площади. Хотя здесь всегда полно людей, они с трудом могут слышать друг друга. Вместо этого они воспринимают шум ветра, проезжающего транспорта и низкий гул вентиляции.

Sony Center на Потсдамской площади в Берлине

Soundscape как принцип акустического оформления

Всего в нескольких минутах ходьбы от площади Эрнста Рейтера в кампусе Берлинского технического университета преподают техническую акустику. И здесь ведутся научные исследования в области благозвучия: Бригитта Шульте-Форткамп, профессор психоакустики и шумового действия, и ее коллектив работают над исследовательскими проектами Soundscape. Это словообразование составлено из английских слов sound (звук) и landscape (ландшафт) и обозначает восприятие и понимание акустического окружения, т.е. в центре внимания находится восприятие, которое можно сочетать с акустическими измерениями. Эксперименты в области Soundscape изучают то, какая акустическая обстановка окружает людей в конкретном месте и как ее при необходимости можно переоформить. Именно там, где не хватает традиционной защиты от шума, Soundscape дает возможность провести существенные изменения. При этом мысли и ощущения людей имеют такую же значимость, как и «правильные измерительные инструменты».

На площади Науэн в берлинском квартале Веддинг им уже удалось добиться успеха в рамках реализации проекта «Инновации для городских кварталов, предназначенные семьям с детьми и пожилым людям» в сотрудничестве с местными жителями. «На площади всегда оживленно, к тому же она расположена на пересечении двух больших улиц. К сожалению, уровень шума здесь колеблется возле отметки 85 дБ, а это слишком много для городского квартала», – считает г-жа Шульте-Форткамп. На площади были установлены пять «слуховых островков» (мест для сидения). Нажав на кнопку, можно в течение минуты слушать пение птиц или журчание ручейка, благодаря чему посетители площади могут отвлечься от шумного окружения. Кроме того, в передней части площади была установлена габионная стенка высотой 1,5 м, создающая шумовой барьер из камней и растений. Она снижает шум на 3 дБ, благодаря чему у посетителей площади создается впечатление, что шум уменьшился вдвое.

Поиски совместного решения

За инновационный дизайн и акустическое переоформление площади Науэн профессор Бригитта Шульте-Форткамп в прошлом году была награждена Европейским призом Soundscape, который присуждает Европейское агентство окружающей среды. Это событие должно повысить общественное осознание негативного воздействия шума. Кроме того, этот приз поощряет действия, направленные на оптимизацию акустического окружения. «Для формирования Soundscape чрезвычайно важно, чтобы в этом участвовало население, которое бы само определяло, какие звуки оно хочет слышать, потому что главными заказчиками являются местные жители. Мы уверены, что добиться этого можно с помощью семинаров, дискуссий и звуковых прогулок, которые позволят совместно определить места для будущего обновления. Без этой модели сотрудничества принцип Soundscape работать не сможет», – убеждена профессор. Участие местных жителей уже оправдало себя: даже через четыре года на многолюдной площади не повреждено ничего из нового оформления. Хотя уличный шум не стал меньше, но, благодаря более комфортной атмосфере, его с успехом вытесняют оживленные голоса жителей, которые наконец-то прекрасно чувствуют себя в излюбленном месте встречи.

Д-р Герман Нильсон – доктор филологии, автор популярных статей
обо всем, что имеет отношение к нарушенному слуху
Журнал «Hоrakustik» № 10, 2013 год

Статьи для специалистов