Трудоустройство людей с инвалидностью. Разговор с продолжением
В этой статье мы предлагаем начать очень сложный, но важный разговор о трудоустройстве людей с инвалидностью, в частности, с нарушенным слухом. Если вопросы слухопротезирования и слухоречевой реабилитации обсуждают давно и подробно, то тема трудоустройства после окончания колледжа или ВУЗа – достаточно новая. Чтобы понять реальную ситуацию на рынке труда, мы провели онлайн-опрос, поговорили со слабослышащими молодыми людьми, которые уже нашли себя в профессии, а также услышали мнение эксперта международной консалтинговой компании.
Когда школьникам с ограниченными возможностями здоровья задают вопрос о том, кем они хотят стать, когда вырастут, ни один ребенок не отвечает, что хочет жить на пенсию по инвалидности. Очень часто дети говорят, что мечтают стать врачами, чтобы лечить таких же ребят, как они, или учеными, чтобы изобрести таблетку от всех болезней. Другие ребята видят себя в будущем знаменитыми певцами или актерами. В общем, мечты детей с инвалидностью ничем не отличаются от желаний их сверстников без ограничений по здоровью.
 
Конвенция ООН «О правах инвалидов», принятая Генеральной ассамблеей ООН в 2008 году, гарантирует людям с ОВЗ такие же права и возможности, что и у всех остальных, в том числе получение образования и последующее трудоустройство. Каким образом выстроится образовательный маршрут ребенка с инвалидностью, зависит от многих составляющих: времени постановки диагноза, правильности выбранной стратегии реабилитации, созданных в школе и вузе условий для получения образования, и, наконец, мотивации самого человека и его родителей.

Готовя материал, редакция журнала «Радуга звуков» провела онлайн-опрос среди подписчиков популярного в слабослышащем сообществе телеграм-канала «Слухаут», задав всего два, но очень показательных вопроса: сталкивались ли вы с дискриминацией при трудоустройстве из-за проблем со слухом, и помогают ли технические средства человеку с нарушенным слухом работать и зарабатывать. В онлайн-опросе приняли участие тотально глухие и слабослышащие люди, которые прошли длинный путь становления в профессиях. У каждого из них – своя история жизни со слухом и без него, но всех объединяет активная жизненная позиция и желание самообразовываться. В телеграм-канале они с большим интересом обсуждают новинки ТСР, которые появляются на рынке слухоречевой реабилитации, дают гаджетам свою экспертную оценку, сообща решают возникающие проблемы, выступая своеобразным коммуникационным мостом между потребителями и производителями. И вот как выглядит статистика их ответов:
  1. Сталкивались ли вы с дискриминацией при трудоустройстве из-за проблем со слухом?
    • 50 % сталкивались;
    • 30 % не сталкивались;
    • 20 % затруднились с ответом.
  2. Помогают ли технические средства человеку с нарушенным слухом работать и зарабатывать?
    • 53 % ответили, что помогают;
    • 27 % не связывают свои заработки с возможностью полноценно слышать и общаться;
    • 20 % затруднились с ответом.
Сопоставить полученные результаты мы решили с рассказами пользователей слуховых аппаратов и систем кохлеарной имплантации, потерявших слух в разном возрасте и по разным причинам, которые, несмотря на это, смогли эффективно построить свой карьерный путь и найти место в новой жизни.

Дорогу осилит идущий

Станислав РубинштейнСтанислав Рубинштейн по профессии инженер-электронщик. Слух потерял полностью в возрасте 22 лет в результате многочисленных травм и особенностей медикаментозного лечения. Самостоятельно прошел все этапы – от постановки диагноза до буквально выбивания направления на проведение кохлеарной имплантации. Сегодня Станислав работает ведущим клинико-техническим специалистом отдела имплантируемых систем ГК «Исток-Аудио», помогает людям с КИ успешно пройти все этапы слухоречевой реабилитации.
 
«С 2018 года я работаю в «Исток-Аудио». До этого у меня уже был опыт трудоустройства после потери слуха. Самым сложным было время сразу после установки импланта, потому что никто из потенциальных работодателей не хотел брать на себя ответственность за работника с инвалидностью. В итоге только один из них предложил взять меня на испытательный срок, причем удвоенный, и я успешно его прошел.
Во время собеседования очень важно сообщить работодателю о своей особенности слуха, рассказать о технических средствах реабилитации, которыми пользуешься, и как они тебе помогают.
 
В последнее время ситуация с трудоустройством людей с инвалидностью начала меняться в лучшую сторону. Общество начало поворачиваться лицом к тем, кто с рождения или в силу жизненных обстоятельств имеет ограничения по здоровью. Кроме этого, на современном рынке труда существует достаточно большой перечень вакансий, на которые работодатели охотно берут именно людей с инвалидностью, и ограничения по здоровью оказываются не минусом, а скорее плюсом».

Когда гены мешают, но не ограничивают

Александра ХаринаАлександра Харина об истинной причине своей тугоухости узнала только после рождения дочери. Чтобы найти работу мечты, ей пришлось пройти достаточно сложный путь преодоления1. Последние четыре года Александра работает диджитал-менеджером в крупной международной производственной компании, специализирующейся на товарах повседневного спроса, и останавливаться на достигнутом не собирается.
 
«Основные сложности, с которыми столкнулась я в период трудоустройства – это то, что была на тот момент начинающим специалистом с маленьким опытом работы, плюс был перерыв на декретный отпуск, и я имею тугоухость. Однако все проблемы решаются со временем. Опираясь на свой опыт в поиске работы, могу дать следующие рекомендации. Первое. Не нужно бояться указывать на наличие проблемы со слухом. Так вы показываете свою честность перед потенциальным работодателем, помогаете ему уже на этапе собеседования понять, каким образом можно выстроить оптимальную коммуникацию. Второе. Как бы хорошо вы не говорили, всегда будет слышен акцент, который может быть неправильно интерпретирован. Однако я ни разу столкнулась с тем, чтобы моя тугоухость стала предметом для дискуссии. Когда я пришла в «мою» компанию, на обучающих тренингах слова не всегда дублировались субтитрами, однако после моей просьбы эту опцию добавили. Кроме того, весь первый год работы у меня был «бадди» сотрудник, который помогал разобраться с профессиональными обязанностями и влиться в коллектив.

Наша компания придерживается принципа равенства, поэтому на собеседовании в первую очередь обращают внимание на компетенции соискателя, а не на его пол, расу, вероисповедание, инвалидность и другие обстоятельства».

Быть учителем физики – это круто!

Максим КулькинМаксим Кулькин – инвалид по слуху с детства, причина нарушения слуха – последствия приема ототоксичных препаратов в раннем возрасте. Родители Максима сделали все, чтобы он развивался наравне со своими сверстниками: массовая школа с углубленным изучением отдельных предметов, обучение в самом престижном вузе страны – МГУ, а сейчас – работа в одной из московских школ учителем физики. Максим спокойно находит общий язык не только с учениками, но и с их родителями, особенности слуха никак не влияют на коммуникацию.

«Сейчас я работаю в той же школе, где и учился, поэтому и проблем с трудоустройством не возникло. Сначала нагрузка была не очень большая, как молодому специалисту мне поручили готовить учеников физико-математического профиля к различным олимпиадам. Сейчас, помимо преподавания физики старшеклассникам, я являюсь также классным руководителем 8 класса.
 
Все мои ученики и их родители о моей особенности знают. Когда прихожу в новый коллектив, например в новый класс в начале сентября, то рассказываю про свою особенность – частичную потерю слуха, показываю слуховые аппараты, рассказываю, что они помогают мне общаться со слышащими людьми. Конечно, у меня были опасения, что я что-то не смогу объяснить своим ученикам, но сейчас это уже в прошлом.

По моим личным наблюдениям, в последнее время все сильнее стирается грань между тем, насколько ты хорошо видишь или слышишь. Конечно, бывают моменты, когда я прошу повторить сказанное, но за свою жизнь я практически не сталкивался с проявлением раздражения со стороны окружающих людей. Наш мир постоянно меняется, поэтому все зависит от самого человека, от того, насколько он ориентирован на получение профессии и последующей реализации в ней».

Поймем ли мы друг друга, зависит только от нас самих

Юлия БогдановаС мнением участников онлайн-опроса и слабослышащих героев материала согласна старший менеджер КСО Управления по работе с персоналом международной консалтинговой компании Kept2 Юлия Богданова.

«Самый важный критерий, которому должны соответствовать кандидаты на ту или иную должность в нашей компании – личностные и профессиональная качества, а не состояние физического или ментального здоровья, – рассказывает Юлия. – При подборе персонала мы придерживаемся принципа равенства. По своему опыту могу сказать, что целенаправленно работодатели сотрудников с ограниченными возможностями здоровья ищут нечасто, хотя отдельные кейсы на рынке есть. И этому явлению можно найти несколько причин. Основной барьер связан с  эмоциональной составляющей, потому что всегда есть опасения – сможет ли человек с инвалидностью влиться в коллектив, какие отношения у него сложатся с коллегами».

Если говорить о законодательной стороне вопроса, то государство регламентировало оформление рабочего места сотрудника с инвалидностью в рамках Государственной программы «Доступная среда» и соответствующих сводов правил. Очевидно, что, вкладывая определенные финансовые средства, компания должна быть уверена, что новый специалист с ними надолго, что он сможет принести реальную пользу.

В последнее время во взаимоотношениях между соискателем с ОВЗ и работодателем наметилась положительная динамика. Все больше компаний в дополнение к стандартному социальному пакету, который получают все сотрудники, согласовывают со специалистом с инвалидностью индивидуальный график работы, предоставляют внеочередной неоплачиваемый отпуск, если это связано с прохождением реабилитации, то есть делают все, что предусмотрено российским законодательством.
 
В практике Юлии Богдановой была ситуация, когда руководство пошло навстречу слабослышащему сотруднику и помогло с оплатой нового слухового аппарата. «Так как молодая девушка работала в крупной международной компании, общение происходило на разных языках. Для полноценного участия в конференциях мощности и возможностей ее аппарата не хватало. Сотрудник специализированного центра слухопротезирования помог подобрать более подходящую модель. Выбранный слуховой аппарат был гораздо дороже по стоимости. Работодатель помог с оплатой, поскольку понимал не только ценность сотрудника и то, какую пользу он сможет принести, будучи обеспеченным всем необходимым, но и комфорт специалиста в деловом мире, где все основано на коммуникации. Девушка была приятно удивлена таким вниманием со стороны компании.
 
У нас в разное время работали сотрудники с инвалидностью. В качестве примера могу привести историю практически полностью слепого молодого человека, – продолжает Юлия. – Несколько лет он работал в консалтинге и был реальной звездой в своей сфере. С учетом его  профессиональных качеств спустя какое-то время перешел с  повышением по службе в зарубежный офис, причем все собеседования молодой человек проходил на общих основаниях. Сейчас он успешно работает в одной из европейских стран.

Также в нашей практике есть опыт, когда сотрудник стеснялся сообщить руководству о начавшихся проблемах со слухом, при этом работать с прежней эффективностью и комфортом он уже не мог. Принятое в итоге решение устроило всех – компания принимала участие в установлении медицинских причин и помогала на этапе транзита к новой ситуации. На этапе привыкания к устройствам сотрудники HR вместе с этим человеком обсуждали варианты организации работы и коммуникации с коллегами. Благодаря этому компания не потеряла ценного сотрудника, а люди в отделе получили новый опыт взаимодействия. В результате у всех снизился уровень стресса, климат в команде стал только лучше. Можно сказать, что компания оказалась в большом плюсе, ведь обучение нового человека всегда занимает гораздо больше времени и ресурсов. Очень важно быть рядом не только когда все хорошо, но и когда возникают нестандартные ситуации, потому что самая главная ценность в любой компании – это люди».

Надежда Дзюбук


Статьи для специалистов