Слуховой скрининг новорожденных. В центре внимания – отслеживание, консультация и последующее сопровождение
Вот уже десять лет на озере Комо в Северной Италии проводится международная конференция, посвященная слуховому скринингу новорожденных. Так как во многих странах каждый ребенок хоть раз да подвергается скринингу, возникает вопрос: а что же дальше? Именно так и звучал девиз конференции в 2010 году – Beyond Newborn Hearing Screening (После слухового скрининга новорожденных). Предлагаем Вашему вниманию статью одного из постоянных авторов журнала «Horakustik» Хорста Варнке.
Хорст Варнке – инженер, имеет диплом по специальности «медицинская техника». Более 25 лет работает в фирме Oticon, вначале в качестве технического директора, сегодня в качестве директора по аудиологии. Помимо этого, является членом технического комитета Объединения слуховой индустрии, президиума Немецкого Аудиологического общества и комитета по стандартизации «Слуховые аппараты».


Конгресс проходил с 8 по 10 июня 2010 г. в необыкновенно красивой местности, в конгресс-центре «Вилла Эрбе». За это время 550 участников прослушали более 200 докладов (в том числе и лекции, прочитанные во время мастер-классов) и просмотрели 120 презентаций. На стендах фирм в основном работали эксперты в области педагогической акустики, поэтому дискуссии чаще разворачивались не в выставочном, а в лекционном зале. Учитывая то, что в скрининге новорожденных первую скрипку играют клинические специалисты, они доминировали и в научной части конгресса. Далее автор этих строк попытается передать услышанное с точки зрения специалиста по слуховым аппаратам, не игнорируя при этом и другие направления.

Тенденции докладов и дискуссий

Представители разных стран сообщали о том, что им наконец-то удалось внедрить программу скрининга. Автору показалось, что страны с централизованным управлением делали это немного быстрее, чем федеративные страны. Например, в Польше удалось внедрить скрининг в кратчайшее время, зато в Германии в каждой федеральной земле действуют диаметрально противоположные модели. (Коллега из Гамбурга рассказал, что ему удалось провести скрининг своего новорожденного ребенка только после многочисленных обращений в клиники – и это в 2010 году!).

Объективную диагностику нужно улучшить
Во всем мире существует риск рождения ребенка с нарушенным слухом. Средняя вероятность составляет примерно 2 промилле, но в разных странах, республиках и регионах наблюдаются заметные различия. На Гавайях эта величина составляет 4 промилле. На стартовом этапе польской программы в группу не прошедших скрининг попадало до 20% детей. На основании всех прослушанных сообщений можно прийти к выводу, что обращение с современной измерительной техникой пока еще далеко от идеала. В разных программах за проведение измерений отвечают медсестры, врачи, аудиологи, техники, санитары, а в Германии иногда и акустики СА. То есть, этим занимаются люди, которые ранее не были знакомы с аудиологической и акустической измерительной техникой. Поэтому неправильные интерпретации результатов измерений запрограммированы изначально. К счастью, техника измерений постоянно совершенствуется, так что самые современные аппараты вскоре сами смогут давать достаточно четкий ответ «Да/Нет».

Отслеживание нужно развивать, улучшать или хотя бы проводить
Если возникает подозрение на нарушения слуха у ребенка, то за этим должны последовать дальнейшие мероприятия: беседы с родителями, диагностирующие измерения, протезирование слуховыми аппаратами, и даже операция. Но, чтобы все это могло произойти, необходимо знать, где находится выявленный в клинике ребенок. Однако такой контроль проводится далеко не во всех странах, в которых существует программа скрининга. Например, в Германии, несмотря на наличие персонального удостоверения и централизованной базы данных, нет никакой уверенности в том, что ребенок, родившийся в Шлезвиг-Гольштейне и там же не прошедший скрининг, получит необходимое обслуживание, если вскоре после этого переедет в Баварию.
Представители почти всех стран, внедривших у себя программу скрининга, сообщали о наличии подобных проблем. Итак, недостаточно установить, как слышит ребенок – нужно обеспечить то, что в случае необходимости такому ребенку и его родителям будет предложена помощь в первую очередь на родине, а в идеальном случае и в других странах. К сожалению, приходится констатировать, что это требование практически не выполняется. Если наш гипотетический ребенок переедет в Австрию или Швейцарию, то с большой долей вероятности его аудиологическое будущее будет зависеть только от его родителей.

Чем раньше, тем лучше
До недавних пор существовало правило, что слабослышащий ребенок должен быть протезирован слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами в течение первых трех лет жизни, чтобы созревание слуховых путей протекало оптимально. Сегодня это временное окно сократилось. Были проведены сравнительные исследования, в которых дети, протезированные КИ в возрасте до 1,5 или до 3 лет, демонстрировали существенную разницу уровня слухового развития. Дети, спротезированные в более раннем возрасте, добивались лучших результатов по всем показателям, включая подготовку к речи, развитие речи и даже пространственный слух. В разных дискуссионных докладах упоминалось о необходимости как можно раннего протезирования СА или КИ. К сожалению, из-за не идеально функционирующей системы скрининга и отслеживания относительно большой процент детей получает протезирование лишь на четвертом году жизни.

Если слуховые аппараты не приносят успеха – нужны кохлеарные импланты
Если еще пять лет назад абсолютным условием перед кохлеарной имплантацией было неудачное опробование СА воздушной проводимости с точки зрения морали и этики, то сегодня эту проверку часто опускают. Операцию проводят в случае, когда аудиометрическая экспертиза обнаруживает требуемые критерии. Эту тенденцию одобряют многие эксперты, в том числе и в Германии. Так как даже у нас в стране клинические специалисты считают, что кохлеарную имплантацию нужно проводить, начиная с 75 дБ нПС, то нет ничего удивительного в том, что область слухопротезирования поднялась вверх и в педагогической акустике. Это подтверждают и производители слуховых аппаратов, которые продают все меньше сверхмощных слуховых аппаратов для детей.

Задействовать весь остаточный слух
Ученые в один голос твердят о том, что при протезировании детей нужно полностью задействовать остаточный слух. Это мнение уже привело к тому, что в педагогической акустике всегда протезируют оба уха, а не одно, лучше слышащее, как было раньше. Известно, что отсутствие протезирования приводит к депривации, то есть дальнейшему ослаблению слуховой деятельности. Это относится как к показателям отдельных ушей, так и ко всему динамическому диапазону. Поэтому сегодня существует единогласное мнение о том, что при протезировании маленьких детей нужно отключать все автоматические функции СА, чтобы созревание слуховых путей и развитие центральной слуховой системы ребенка было как можно более разносторонним, с использованем обоих ушей и с максимальной естественностью.

По возможности никакой компрессии
Когда специалисты высказывают единогласное мнение о том, что для маленьких детей нужно отключать все автоматические функции СА, то это относится и к подавлению шума, подчеркиванию речи и системе направленных микрофонов. За этим стоит все та же идея: естественная передача сигналов должна способствовать как можно более естественному развитию слуха. Это относится и к общей обработке сигнала, которая во многих СА в основном проводится с помощью компрессии, что нравится многим взрослым. В тот период, когда у ребенка протекает естественное развитие речи, использовать компрессию нецелесообразно.

Широкополосность вместо частотной компрессии
Довольно старая идея (1970-х годов) фирмы Oticon о том, что неслышимый частотный диапазон нужно переносить/сжимать/смещать вниз, в область слышимых частот, получила новую жизнь на базе цифровой обработки сигнала. Эта идея кажется вполне логичной – переносить неслышимый частотный диапазон в слышимую область. Так как сегодня, несмотря на все вышеперечисленные недостатки, проверке слуха подвергается большое количество детей, то нам известно, что лишь немногие дети действительно не имеют остаточного слуха в диапазоне выше 4 кГц. Разные источники называют от 5 до 10%, то есть оставшиеся 90 – 95% детей могут слышать частоты выше 4 кГц. Сегодня специалисты единодушны во мнении, что имеющийся остаточный слух нужно использовать в полном объеме: в обоих ушах, с полной динамикой и в полном частотном диапазоне.

Консультация имеет основополагающее значение
Опытные акустики СА знают, что при вынесении приговора «Ваш ребенок слышит не так, как все» нужно успокоить родителей или опекунов ребенка и дать им исчерпывающую консультацию. В ходе дальнейшего развития ребенка с нарушенным слухом родители, воспитатели или учителя чаще всего создают наибольшие трудности для акустиков СА. Если маленькие дети охотно принимают СА (что может резко измениться в переходном возрасте), то взрослые часто выступают в роли «ручного тормоза». Здесь требуется интенсивная консультация.

Будущие перспективы
В самом конце конференции возникла дискуссия о том, имеет ли смысл проводить такой международный симпозиум и в дальнейшем, так как слуховой скрининг новорожденных уже внедрен во многих странах мира. Учитывая то, что в центре внимания находились вопросы отслеживания, консультирования и последующего сопровождения, то подавляющим большинством голосов было принято решение: конгресс будет проводиться и в будущем, хотя и под другим названием.

Статьи для специалистов