Роль потери слуха в депрессии пожилых людей
Психологи рекомендуют слухопротезистам при работе с пожилыми клиентами помнить о том, как потеря слуха отражается на их душевном здоровье и когнитивных способностях. Клиническую депрессию считают настоящей «простудой» среди психических заболеваний. Согласно статистике, каждый пятый американец испытывает эпизодическую депрессию в какой-то момент своей жизни. Общее число людей, страдающих депрессией в США, в настоящее время превышает 18-миллионную отметку.
Нет ничего удивительного в том, что пожилые люди сегодня представляют одну из крупнейших групп населения, страдающих клинической депрессией. Учитывая распространенность потери слуха, ее природу и количество проблем, которые она порождает, логично предположить, что она может играть роль усугубляющего фактора и даже быть одной из причин депрессии в пожилом возрасте.

Депрессия у пожилых людей

Что такое депрессия

Клинические особенности.

Депрессия характеризуется как расстройство настроения и определяется как постоянное состояние печали, которое сопровождают пессимизм, негативизм, снижение самооценки и безнадежность. Ее проявления имеют сугубо индивидуальный характер. Люди, страдающие депрессией, могут отличаться друг от друга за счет числа, схемы и тяжести симптомов. Проявление депрессивных ощущений можно разбить на четыре основные категории:
  • Аффект. Депрессия характеризуется как расстройство аффекта (внешнего выражения и внутреннего переживания настроения); это является ее отличительной чертой. Хотя обычным явлением является подавленное настроение или дисфория, не менее распространены раздражительность и ангедония (невозможность ощущать удовольствие от ранее приятной деятельности – спорта, хобби и т.д.).

  • Мышление. Многие специалисты считают депрессию не только расстройством поведения, но и расстройством мышления.  Страдающие депрессией люди обычно отрицательно относятся к себе, к своему миру и своему будущему. Пациенты чувствуют себя беспомощными в том, что касается управления их жизнью и решения проблем. Это особенно верно для пожилых людей, у которых расстройство высших мозговых функций и когнитивные нарушения, такие как проблемы концентрации, мышления и памяти, являются отличительными признаками депрессивного синдрома.

  • Физические симптомы. Пациенты могут демонстрировать потерю аппетита, снижение энергии, усталость и раздражительность. Расстройство сна является отличительным признаком депрессии, так как подавляющее большинство пациентов сообщают о тех или иных нарушениях сна.

  • Поведенческие симптомы. Большинство пациентов отказываются от социальной активности, а также ограничивают свое участие в деятельности, которую они ранее находили приятной. Психомоторные изменения могут включать в себя общее «замедление» физических движений или, наоборот, возрастание двигательной активности в виде суетливости, если депрессия сопровождается тревогой.
Когда рассматриваются формы депрессии, обычно возникающие у пожилых пациентов, специалисты, как правило, имеют в виду большое депрессивное расстройство (или клиническую депрессию). К другим формам депрессии относятся дистимия (более длительная, но менее выраженная форма депрессии), биполярные расстройства (депрессия вперемежку с манией), сезонные аффективные расстройства и шизоидные аффективные расстройства (депрессия с нарушениями психики).

Таксономия большого депрессивного расстройства.

Формальные критерии диагностики клинической депрессии включают в себя подавленное настроение и потерю интереса или удовольствия от обычной деятельности в течение как минимум двух недель. Все это должно сопровождаться как минимум четырьмя из ниже перечисленных симптомов:
  1. Выраженная потеря веса, или увеличение веса, или расстройство аппетита.
  2. Бессонница или чрезмерная сонливость.
  3. Психомоторная заторможенность или возбуждение.
  4. Усталость или потеря энергии.
  5. Ощущение никчемности или чрезмерное чувство вины.
  6. Снижение способности думать или сосредоточиваться.
  7. Периодически возвращающиеся мысли о смерти или самоубийстве.
Депрессия в поздние годы жизни колеблется относительно симптомов и тяжести их проявления и охватывает широкий спектр расстройств. Хотя подавленное настроение остается одним из основных признаков, возрастание соматических жалоб в сопровождении ухудшения когнитивных способностей является отличительной чертой депрессии в пожилом возрасте.

Дистимия - менее тяжелая, но дольше длящаяся форма депрессии.

Она «чаще проявляется, чем нет» в течение двухлетнего периода. Из-за хронического характера протекания лечить дистимию значительно труднее, чем клиническую депрессию.

Эпидемиология

На основании недавних статистических данных подсчитано, что численность пожилых людей в мире в ближайшие 50 лет увеличится в три раза, от 606 млн сегодня до более чем 2 млрд в 2050 году. Но так как люди живут все дольше, то численность пожилых слоев общества будет возрастать еще сильнее, и увеличится примерно в 5 раз за тот же самый период времени. В ходе недавнего исследования «Национальное изучение заболеваемости» ученые пришли к выводу, что в настоящее время эпидемиологическая частота депрессии составляет 4,9%, т.е. встречается примерно у одного из 20 человек. В эту оценку не входят люди с хронической вялотекущей депрессией, которая не соответствует диагностическим критериям.

Депрессия обычно рассматривается как наиболее распространенное психическое расстройство среди пожилых людей, хотя последние свидетельства говорят о том, что тревожные расстройства могут быть еще шире распространены среди этой группы населения. А показатели депрессии, собранные для обитателей домов престарелых или для людей, страдающих такими заболеваниями, как болезни Паркинсона, Альцгеймера или старческое слабоумие, достигают почти 50%. Более того, так как депрессия обычно начинается в подростковом или раннем взрослом возрасте, степень депрессии должна быть несколько выше и в молодых возрастных группах.

Тесная связь между депрессией, физическими заболеваниями и старческим слабоумием порождает проблемы при эпидемиологических исследованиях. Значительное число пожилых людей могут страдать слабоумием или серьезными физическими заболеваниями, что маскирует клиническое проявление симптомов депрессии. Эти и другие проблемы влияют на показатели распространенности и частоты депрессии, которые приводятся в эпидемиологических исследованиях, и занижают их.

Несмотря на то, что депрессия весьма распространена, ее легко обнаружить, многочисленные исследования говорят о примечательно низком уровне ее обнаружения в клинических условиях. Это может объясняться возрастными предубеждениями и стигмой, связанной с психическими расстройствами, что мешает пациентам сообщать о своих симптомах. «Жизненность» этого явления или отсутствие видимых причин приводят к тому, что депрессия у пожилых людей считается нормальной частью старения, т.е. тем, чего следует ожидать. Слухопротезисты на примере принятия потери слуха слишком хорошо знают, что эти заблуждения оказывают сильное отрицательное влияние в случае пожилых людей, занижая ожидания как поставщиков услуг, так и самих пациентов.

Большинство литературных источников показывает, что врачи первой медицинской помощи и терапевты не могут распознать депрессию у пожилых людей, особенно когда она наблюдается в контексте нескольких проблем здоровья. Неспособность выявить депрессию или эффективно ее вылечить может подорвать усилия по лечению других сопутствующих заболеваний. Все исследования указывают на то, что невылеченная депрессия ассоциируется с плохими результатами лечения, а это приводит к длительному течению заболевания и повышенному использованию медицинских ресурсов.

Патогенез

Хотя клиническая депрессия может быть единственным диагнозом пациента, депрессивные симптомы часто присутствуют в измененной картине врожденных расстройств и заболеваний. Помимо потери слуха, депрессия также может наблюдаться в контексте таких заболеваний, как диабет, гипертония, сердечные заболевания и инсульт. У пожилых пациентов нейродегенеративные расстройства, такие, как болезни Альцгеймера или Паркинсона и старческое слабоумие, также связаны с повышенной частотой депрессивных симптомов. Эта взаимосвязь между депрессией и другими переменными, выражаемыми сопутствующими заболеваниями, приводит к сложностям  при дифференциальной диагностике, а также при определении причины и следствия.

Результаты научных исследований

Большинство исследований, изучающих взаимоотношение между потерей слуха и депрессией, делает это в контексте качества жизни, которая представляет собой многомерную концепцию, охватывающую социальную, аффективную, физическую и когнитивную сферы. Если потеря слуха является длительной, мы вправе ожидать, что большинство людей будет до некоторой степени испытывать эмоциональную и социальную изоляцию, которая, в свою очередь, может повлиять на качество жизни, психическое здоровье и общее самочувствие.

Ряд исследований представил свидетельства о наличии связи между потерей слуха и депрессией, но эти взаимоотношения не являются постоянными и фактически конфликтуют друг с другом, если в анализе используется степень потери слуха.  И все же большинство результатов позволяют предположить, что в случае потери слуха возникают эмоциональные проблемы, которые носят более чем временный характер, и которые снижаются после необходимого лечения.  

В дополнение к депрессии существует выраженная связь между нескорректированной потерей слуха и ухудшением когнитивных способностей. Особый интерес в данном случае представляют исследования, в которых изучается связь между изменениями сенсорной функции (зрения и слуха) и возрастным снижением интеллектуальной и когнитивной функции. Сенсорная функция рассматривается как мощный предиктор (предсказывающий фактор) когнитивной функции у пожилых людей. Отчеты исследований свидетельствуют, что возрастные ухудшения когнитивной функции так сильно связаны с нарушениями сенсорной функции, что возраст сам по себе играет сравнительно подчиненную роль. Если это действительно так, то это очень мощный аргумент для раннего обнаружения потери слуха и протезирования слуховыми аппаратами.  Некоторые ученые считают, что у пациентов с болезнью Альцгеймера потеря слуха усугубляет трудности с пониманием речи, так как при этом недоступны когнитивные резервы, требующиеся для компенсаторных стратегий. Поэтому чем больше доступной слуховой информации, тем выше вероятность того, что нарушенная когнитивная система сможет обрабатывать ее эффективно.

Заключение

Всем, кто работает с пожилыми пациентами, необходимо помнить о взаимодействиях, которые существуют между потерей слуха, депрессией и когнитивными способностями, и соответствующим образом корректировать процесс их консультирования, учитывать следующие ключевые моменты:
  1. Оценочная величина распространенности клинической депрессии у пожилых людей чрезвычайно высока, особенно у тех, которые проживают в домах престарелых. А если она имеется, она может синергически взаимодействовать с потерей слуха, физическими функциями и познанием.  
  2. Депрессия часто наблюдается в совокупности с другими серьезными и по-разному выраженными проблемами здоровья, которые затрудняют точную диагностику и лечение. Ошибка в обнаружении депрессии может привести к плохим результатам реабилитации пациента, а также к длительной заболеваемости.
  3. Коррекция слуха, если ее можно было обеспечить, в большинстве исследований улучшила конечные результаты, а у некоторых пациентов смогла предотвратить прогрессирование симптомов депрессивного заболевания.
Д-р Карл Чассон

Д-р Карл Чассон – аудиолог во втором поколении, который
 работает в Кингстонском (штат Нью-Йорк) филиале
слухопротезной сети HearUSA.



Статьи для специалистов