Выбор конструктивного вида слуховых аппаратов для новых пользователей: баланс между аудиологическими и не аудиологическими соображениями
Новый класс слуховых аппаратов IIC, заушные мини-аппараты и слуховые аппараты с внутриушным телефоном предлагают пользователям усовершенствованный набор возможностей. В данной статье рассматриваются несколько важных соображений, предложенных доктором Дональдом Шамом, которыми нужно руководствоваться при выборе этих моделей слуховых аппаратов.
Чтобы примирить потенциального владельца слуховых аппаратов с идеей о его ношении, нужно проявить сообразительность. Взрослые с приобретенной потерей слуха могут отказываться от аппаратов по разным причинам (Шам, Беренс и Вайле, Оticon, неопубликованный документ, 2011 год). Несомненно, одна из самых главных причин, отчего потенциальные пользователи медлят приобретать слуховые аппараты или отказываются от них, – опасение, как они будут при этом выглядеть. Хотя нарушение слуха может создавать для таких людей серьезные трудности при коммуникации, мысль о том, «что подумают окружающие», удерживает многих от того, чтобы предпринять какие­-либо действия по улучшению ситуации.
 
За прошедшие десятилетия слуховая индустрия делала множество попыток производить такие слуховые аппараты, которые были бы более привлекательными и более незаметными, чем их предшественники. Аппараты CIC (completely­-in-­the­-canal, «полностью в слуховом проходе») были специально разработаны как потенциально невидимое решение. Однако в реальности у большинства пациентов фейсплата аппарата CIC остается видимой. У многих пациентов CIC вызывают такие побочные эффекты, как окклюзия, самовозбуждение, проблемы эксплуатации и дискомфорт.

Рис. 1Примерно пять лет назад стал доступен широкий выбор маленьких заушных слуховых аппаратов, имеющих нетрадиционные формы и расцветки. Эти продукты предлагали либо тонкую звукопроводящую трубочку, либо внутриушной телефон. Сочетание уменьшенного, более незаметного размера с нетрадиционными формами и цветовыми решениями улучшило принятие слуховых аппаратов у многих новых владельцев. Учитывая незаметный вид и пониженный риск побочных эффектов, многие слухопротезисты отказались от CIC и устремились в сторону новых заушных мини-­аппаратов и слуховых аппаратов с внутриушным телефоном.

В последние годы, благодаря дальнейшей миниатюризации компонентов слуховых аппаратов, на рынке появилось новое поколение «невидимых» аппаратов IIC (invisible-­in-­the-­canal, «невидимые в слуховом проходе»). Это могут быть слуховые аппараты длительного ношения и индивидуально изготовленные слуховые аппараты. Мы считаем, что подлинный аппарат IIC – это такой аппарат, который сидит глубже второго изгиба слухового прохода. Как видно на рис.1, для тех ушей, которые в состоянии полностью адаптироваться к такому аппарату, можно действительно добиться невидимой посадки.
 
Учитывая появление потенциально действительно невидимых продуктов, многие слухопротезисты столкнулись с новой задачей: как дополнить ассортимент слуховых аппаратов, с которыми они работают, аппаратами, сидящими глубоко в слуховом проходе. Опасения о том, что им придется столкнуться с долговременными побочными эффектами, аналогичными обнаруженным у аппаратов CIC, могут удерживать некоторых специалистов от применения IIC.

В 2011 году фирма 0ticon представила два новых продукта из серии Intiga: Intiga с внутриушным телефоном и Intiga IIC. Обе модели предлагают превосходную технологию для новых владельцев слуховых аппаратов. Однако из­за конструктивной разницы ни технология, применяемая в этих аппаратах, ни риск побочных эффектов не являются одинаковыми.

Данная статья рассматривает аудиологические и не аудиологические аспекты, которые отличают эти два продукта. Слухопротезистам, которые обсуждают конструктивные виды аппаратов с новыми пользователями, важно владеть подобной информацией.

Требования новых владельцев слуховых аппаратов

Обсуждение начинается с определения того, что мы знаем об образе мыслей типичного нового пользователя. В недавнем неопубликованном документе (Шам, Беренс и Вайле, 2011 г.) мы привели классический порядок требований нового владельца к слуховому аппарату:
  • внешний вид;
  • принятие;
  • и лишь затем характеристики.
Разумеется, это можно считать обобщением, но для пациента, который медлит приобретать слуховой аппарат из­за опасений, связанных со стигмой, внешний вид аппарата часто доминирует в его соображениях при выборе продукта.

Когда пациент привыкнет к внешнему виду выбранного им слухового аппарата, главным становится положительное первоначальное восприятие звука. Всегда существует риск того, что только что настроенные слуховые аппараты будут отвергнуты в первые дни применения. Следовательно, нужно убедиться в том, что звук является четким и приятным, с минимальным количеством побочных эффектов. Именно эту стратегию должны взять на вооружение слухопротезисты, чтобы настройка шла в правильном направлении.

Наконец, когда пациент будет доволен качеством слухового аппарата и положительно воспринимать усиленный звук, можно будет заострить внимание на коммуникационных характеристиках.

Часто специалисты хотят сразу же сосредоточиться на пользе, предоставляемой новыми аппаратами. Разумеется, это естественная реакция, так как будущий пользователь обычно описывает определенные коммуникационные трудности при первом обсуждении потребности в слуховом аппарате. Однако многие новые пользователи не всегда готовы реально соглашаться с преимуществами, предоставляемыми слуховыми аппаратами, пока они не смирятся с самой идеей о том, чтобы стать их владельцами.

Любые возражения усиливаются, если первоначальные звуковые ощущения не являются положительными. Не то чтобы польза от аппарата была совсем не важна для новых владельцев; просто это не единственная вещь в перечне их требований.
 
Держа в уме эту последовательность – внешний вид, принятие, характеристики – мы рассмотрим, чем отличаются слуховые аппараты с внутриушным телефоном и аппарат IIC. Понимание разницы поможет обсуждать с пациентом то, какой конструктивный вид является наиболее подходящим для него.

Внешний вид

Основная проблема, связанная с внешним видом, заключается в том, настаивает ли пациент на невидимом слуховом аппарате или удовлетворится незаметной заушной моделью с внутриушным телефоном. В наши дни маркетинг все больше и больше обращается к пациентам, расхваливая преимущества невидимого слухопротезирования. Такой подход приводит в слухопротезные офисы больше потенциальных пользователей, чем когда бы то ни было.
 
Слуховой аппарат IICКандидаты на протезирование IIC. Дело осложняется тем, что не всякий пациент, который хочет иметь невидимый са, может быть протезирован аппаратом IIC. Во-­первых, слуховой проход должен быть достаточно большим и иметь правильное строение для посадки слухового аппарата, который размещается за вторым изгибом слухового прохода. Во-­вторых, пациент должен быть способен терпеть вещь, находящуюся глубоко в ухе. И, наконец, он должен иметь достаточную ловкость рук, чтобы вкладывать аппарат в ухо и вынимать его. Мы полагаем, что аппарат Intiga IIC может быть протезирован примерно трети людей, учитывая их индивидуальные особенности строения уха, что согласуется с общей стратегией рынка.

Цели пациента. Такая степень протезирования означает, что многие пациенты, которые ищут действительно невидимое решение, не смогут к нему приспособиться. В этом случае они могут получить либо индивидуально изготовленный CIC, который может и не оказаться невидимым, или маленький слуховой аппарат с внутриушным телефоном, который можно охарактеризовать как «незаметный». Для некоторых пациентов отсутствие невидимости может стать достаточным поводом для отказа от слухопротезирования. Однако для многих та незаметность, которую предлагают слуховые аппараты с внутриушным телефоном новейшего поколения, такие как Intiga, может оказаться вполне удовлетворительной. Разумеется, главной частью дискуссии с пациентом станет вопрос о том, должна ли невидимость быть обязательным свойством. Если пациент готов рассмотреть незаметное решение с внутриушным телефоном, тогда можно будет протезировать буквально любое ухо.

Принятие

Как мы уже говорили, начальное воздействие усиленного звука обязательно должно быть положительно принято новым владельцем слухового аппарата. Существует множество подходов к обработке сигнала, которые используются в передовых аппаратах для того, чтобы сделать первые слуховые ощущения приемлемыми.

Управление адаптацией. Одна из самых важных рыночных тенденций последнего десятилетия – появление и широкое распространение систем управления адаптацией. Этот подход позволил постепенно подвести к усиленному звуку новых владельцев слуховых аппаратов, у которых потеря слуха развивалась в течение долгих лет. Помимо этого, расширенная полоса пропускания и пониженный собственный шум, а особенно нелинейная обработка, направленная на снижение качества звука сигнала, подвергнутого компрессии, позволяют слуховым аппаратам с передовой технологией звучать более естественно, чем когда-­либо прежде. Эти усовершенствования, доступные как аппаратам с внутриушным телефоном, так и невидимым слуховым аппаратам, помогают уменьшить трудности, возникающие у новых владельцев, попадающих в мир усиленного звука.

Окклюзия. Самое большое опасение заключается в том, что глубоко сидящий слуховой аппарат может вызывать окклюзию у новых владельцев. Хотя окклюзия может возникать и у моделей с внутриушным телефоном при закрытом протезировании, риск повышается для маленьких индивидуально изготовленных аппаратов, в которых практически невозможно увеличить вентильное отверстие. Фактически окклюзия, скорее всего, является одной из основных причин, отчего многие слухопротезисты отказались от аппаратов CIC и других маленьких индивидуально изготовленных моделей после того, как стали доступны слуховые аппараты с внутриушным телефоном и другие заушные мини-­аппараты. Однако вероятность окклюзии существенно снижена у невидимых аппаратов IIC по сравнению с большинством аппаратов CIC и другими маленькими индивидуально изготовленными слуховыми аппаратами с ограниченными вентами.

Для начала важно рассмотреть причины окклюзии. Пациент будет ощущать неприятно воспринимаемый уровень громкости собственного голоса на низких частотах, когда столб воздуха, пойманный в ловушку между корпусом аппарата и барабанной перепонкой, и сам слуховой аппарат колеблются в противофазе со структурами головы в процессе вокализации. По сути, низкие частоты голоса попадают в ловушку внутри слухового прохода.

Один из подходов к снижению воспринимаемой окклюзии – повышение эффективности вента, выпускающего низкочастотную энергию наружу. Эффективность вента можно повысить двумя путями: увеличить площадь отверстия вента или уменьшить его длину. Невидимые слуховые аппараты IIC имеют гораздо более короткую общую длину корпуса, чем аппараты CIC и другие маленькие индивидуально изготовленные модели. Хотя для многих ушей трудно увеличить диаметр вента и вместе с тем заставить аппарат по-прежнему размещаться за вторым изгибом слухового прохода, маленький размер (обычно 15 мм и менее) невидимого IIC улучшает способность вента снижать оказавшуюся в ловушке низкочастотную энергию.
 
Рис. 2Вариант «глубокая/плотная» посадка. Альтернативный подход к снижению окклюзии заключается в том, чтобы разместить аппарат глубоко в слуховом проходе, обеспечивая его плотную посадку в костной части слухового прохода. Это может снизить воспринимаемую окклюзию, так как слуховой аппарат теперь резонирует в одной фазе с костями черепа.

С течением лет стало ясно, что плотная посадка в костной части создает дискомфорт для некоторых пациентов. Однако если суховой аппарат заканчивается в костной части, хотя и не имеет в ней плотной посадки, окклюзию можно значительно снизить. Это связано с тем, что костные стенки не будут резонировать в уменьшенном объеме воздуха тем же образом, что и мягкие ткани далее по ходу слухового прохода.
 
На Рис. 2 представлено изображение аппаратов IIC и CIC, изготовленных для правого уха автора. Они размещены на фотографии таким образом, чтобы отражать относительную глубину введения в ухо при ношении. Обратите внимание на то, что IIC сидит примерно на 8 мм ближе к барабанной перепонке, чем CIC, заканчиваясь внутри костной части.

Рис. 3
Рис. 3. Результаты измерения окклюзии для аппаратов IIC и CIC, изображенных на Рис. 2. Все измерения проводились в процессе произнесения автором гласной /ее/ с громкостью 65 дБ УЗД. Нижняя тонкая линия – открытое ухо (Open Ear). Верхняя тонкая линия – аппарат CIC в ухе, но выключен. Толстая линия – аппарат IIC в ухе, но выключен.

Рис. 3 показывает результаты объективного теста окклюзии, проведенного автором. Нижняя тонкая линия показывает спектр вокализованной гласной /ее/ (произносится с постоянным уровнем 65 дБ УЗД на расстоянии 18 дюймов ото рта). Верхняя тонкая линия – результат вокализации /ее/, когда аппарат CIC находится в ухе на своем месте, но выключен. Толстая линия представляет результат для аппарата IIC. Как видим, для CIC первичный спектральный пик на низких частотах (примерно 250 Гц) поднят примерно на 30 дБ в присутствии аппарата в ухе. Однако повышение уровня для IIC равно всего 6 дБ.
 
Хотя эффект окклюзии не исключен и для незаметного аппарата IIC, его определенно следует ожидать гораздо меньшим, чем для аппарата CIC или другого маленького индивидуально изготовленного слухового аппарата с ограниченным вентом. Для слухопротезистов, которые отказались от CIC из-за частых жалоб пациентов на окклюзию, снижение риска для IIC призывает пересмотреть этот вопрос.

Характеристики

После того, как клиент привык к внешнему виду слухового аппарата и успешно справился с первыми ощущениями усиленного звука, наше обсуждение может перейти к характеристикам. Как мы уже говорили, вероятнее всего решение о протезировании было принято из-за субъективных слуховых трудностей, поэтому их устранение становится основной целью работы.
 
В аппаратах IIC, предлагаемых сегодня на рынке, недоступны две основные технологии: направленность и беспроводная связь. Таким образом, преимущества, связанные с размером и размещением невидимых IIC приводят к потери функциональности, что имеет некоторые аудиологические последствия.
 
Направленный компромисс. Отсутствие направленных микрофонов связано с тем фактом, что фейсплата слухового аппарата сидит глубоко в наружном ухе. Нет и не может быть такого алгоритма обработки сигнала для глубоко сидящего внутриушного аппарата, который успешно улавливал бы разницу в направлении прибытия звуков, поступающих спереди, сзади и с боков. Следовательно, внедрить направленность невозможно.
 
Однако глубоко сидящая фейсплата предлагает два конкретных преимущества. Во-первых, пользователь получает доступ к естественной локализации звука в ушной раковине, которые теряются в слуховых аппаратах с внутриушным телефоном и заушных слуховых аппаратах, имеющих микрофон за ухом. В нормальном открытом ухе существует легкая спектральная разница между звуками, поступающими прямо, и звуками, отражающимися от изогнутых структур ушной раковины. Существуют высокочастотные символы, которые можно использовать для некоторых задач точной локализации. Во-вторых,  расположение ушной раковины обеспечивает слушателю естественное улучшенное восприятие звуков, поступающих спереди, в отличие от звуков, поступающих сзади.
 
Хотя этот эффект имитируется во многих слуховых аппаратах разных производителей (мы называем нашу функцию Front Focus – «передний фокус»), всегда лучше использовать природное восприятие по сравнению с его искусственным воспроизведением, если оно, конечно, возможно. По мнению автора, преимущество глубоко сидящего микрофона слухового аппарата IIC не возмещает потерю направленности. Однако если пациент выбирает конструктивный вид IIC по другим соображениям, всегда приятно узнать, что он получает за это некоторую аудиологическую компенсацию.
 
IntigaБеспроводной компромисс. Маленький размер слухового аппарата IIC на сегодняшний день препятствует использованию беспроводного приемника и передатчика. Но так как беспроводные технологии продолжают уменьшаться, вполне возможно, что когда-нибудь в будущем беспроводные функции станут реальностью и для подлинно невидимого аппарата IIC.

В серии Intiga потеря беспроводной функции означает потерю как бинауральной обработки сигнала, так и связи с другими электронными устройствами. Это значит, что слуховой аппарат с внутриушным телефоном предлагает добавочные функции, такие как пространственная звуковая компрессия, бинауральная синхронизация автоматических функций и бинауральные удобства для пользователя, включая связь с внешними источниками звука. Если пациенты склоняются к невидимому аппарату IIC из чисто косметических соображений, такое ограничение функций может заставить их передумать.

Заключение

В конечном счете, решение о выборе конструктивного вида слухового аппарата для нового владельца принадлежит ему самому. Слухопротезист может иметь свое собственное мнение по поводу аппаратов IIC и слуховых аппаратов с внутриушным телефоном, тем не менее, потенциальный пользователь заслуживает объективного описания сходства и различия этих моделей.
 
Во многих случаях пациент может иметь установку «или невидимый слуховой аппарат, или никакой», по крайней мере, в начале консультации. Если слухопротезист считает, что по соображениям практики или аудиологии слуховой аппарат с внутриушным телефоном является лучшим вариантом, чем невидимый IIC, то это следует донести до пациента. Другие специалисты уже приняли на вооружение IIC и другие невидимые слуховые аппараты, так как они помогают преодолеть основное препятствие – неприятие аппарата потенциальными пользователями. В любом случае статья призвана помочь разобраться в этом вопросе для более качественного консультирования людей с нарушенным слухом.

Д-р Дональд Шам – вице-президент по аудиологии
 и профессиональным отношениям фирмы Оticon Inc
(Сомерсет, штат Нью-Йорк)

Журнал «The Hearing Review», № 11, 2012 год


Статьи для специалистов