Какую роль играет повседневная деятельность в принятии пожилыми людьми слуховых аппаратов?
Длительность ношения слуховых аппаратов в течение дня, особенно у пожилых людей, может значительно различаться в зависимости от степени принятия слухового аппарата. Проведя исследование «Зависимость хорошего слуха от грамотного протезирования», специалисты университета Эрлангена-Нюрнберга попытались определить, при какой повседневной деятельности используются слуховые аппараты, а также причины, по которым владельцы осознанно носят свои аппараты или отвергают их.
Возрастная потеря слуха – одно из наиболее распространенных функциональных нарушений в пожилом возрасте. В Германии частота этого заболевания у людей в возрасте 60-69 лет составляет 35%, а у людей в возрасте 70-79 лет доходит до 60%. Возрастная потеря слуха определяется как симметричная, которая вначале затрагивает высокие частоты, а затем распространяется и на главные речевые частоты. Таким образом, пациенты уже на ранних этапах заболевания испытывают трудности при понимании разговора, что влечет за собой далеко идущие последствия для самочувствия и ощущения полноценности.
 
Использование слуховых аппаратов может скорректировать возможные негативные последствия потери слуха или, по крайней мере, снизить их. Тем не менее, по данным исследования EuroTrak-I 2010 года в Германии лишь 27% людей в возрасте 55-64 лет с субъективно воспринимаемой потерей слуха носят аппараты. Среди лиц в возрасте 65-74 лет эта цифра повышается до 37%, а среди тех, кто старше 74 лет, увеличивается всего на 10% и доходит до 47%. Среди владельцев количество тех, кто не пользуется слуховыми аппаратами, варьируется от 5% в исследовании EuroTrak-I 2010 года до 24% в американском исследовании «Эпидемиология потери слуха», проведенном в 1990-е годы. Уже в первые недели после настройки пациенты решают, будут ли они носить слуховые аппараты и как долго. Сама длительность ношения имеет большие индивидуальные различия. В ходе исследования, в котором приняли участие 70 впервые протезированных слабослышащих людей, ежедневное ношение аппарата варьировалось от 26 минут до 16 часов. Данные австралийского исследования Blue Mountains тоже выявили эту разницу: 15% из 322 опрошенных заявили, что в течение дня носят свои слуховые аппараты менее часа. 23% носили аппараты от одного до четырех часов, а 13% – от четырех до восьми часов ежедневно. Причем именно опрошенные с сильной потерей слуха (25%) носили свои аппараты свыше 8 часов в день.

Тяжесть потери слуха – лишь один фактор из многих, которые определяют, используются ли слуховые аппараты в повседневной жизни и как долго. К числу важнейших факторов влияния на ношение слуховых аппаратов относятся, согласно данным последних аудиологических и психологических исследований, настрой пациентов по отношению к аппарату и собственной потере слуха, мелкая моторика и когнитивные способности, а также личностные характеристики. Слуховое окружение и повседневная деятельность слабослышащих также определяют частоту и длительность использования СА в течение дня. Именно деятельность, связанная с присутствием сильного шума, такая как посещение ресторана или прогулка по оживленной улице, затрудняет ношение слуховых аппаратов для пациентов. В свою очередь, социальная активность с большим количеством разговоров требует наилучшего понимания речи и делает ношение аппаратов обязательным, особенно при прогрессирующей потере слуха. Субъективно воспринимаемая полезность слуховых аппаратов тоже напрямую связана с частотой и длительностью их ношения. Некоторые исследования показывают, что именно люди, носящие аппараты регулярно, оценивают их как очень полезные, в то время как люди, не носящие слуховые аппараты, не видят в их ношении никаких преимуществ.

Цели и постановка вопроса

Исследование под названием «Зависимость хорошего слуха от грамотного протезирования» ставило своей задачей выяснить, при каких обстоятельствах слабослышащие люди старше 50 лет используют слуховые аппараты в повседневной жизни. При этом рассматривались не только разные акустические ситуации, например, речь в тишине или речь в шуме, но и ежедневная деятельность пожилых людей, о которой они сами рассказывали. Так, например, различались действия повседневной жизни, которые требовали основных умений и предназначались для поддержания самостоятельности (уход за собой, пользование телефоном, мобильность, закупки в магазинах), от действий, которые требовали более сложной компетенции. В их число входят профессиональная деятельность, социальная активность, проведение досуга (например, прогулки, посещение родственников, просмотр телевизора), и они в числе прочего зависят от индивидуальных целей и предпочтений. Исследования, построенные на основе таких различий, показывают, что значительная возрастная потеря слуха связана с возрастающими трудностями при пользовании телефоном и общественным транспортом. Таким образом, ношение слуховых аппаратов может оцениваться как особенно полезное именно для тех действий, которые затруднены из-за потери слуха. Поэтому целью исследования стал индивидуальный подход к изучению образа жизни пожилых людей, носящих слуховые аппараты. На переднем плане стояли следующие вопросы: при какой повседневной деятельности люди используют слуховые аппараты? Исходя из каких соображений они надевают и вновь снимают их?

Методический подход

Исследование «Хорошо слышать – вопрос грамотного протезирования?» проводилось в режиме онлайн на специально созданном для этой цели портале в мае-июле 2012 года. В нем приняли участие 184 человека в возрасте от 50 до 88 лет, средний возраст которых составил 65 лет. Среди участников были 102 женщины (55%) и 82 мужчины (45%). Большинство участников имели среднюю (46%) или сильную (33%) потерю слуха. 171 участник заявили о том, что имеют слуховые аппараты, при этом 158 человек имели заушные СА (92%) и 12 человек – внутриушные СА (8%). Большинство участников (91%) имели бинауральное протезирование. Испытуемых попросили описать свой предыдущий день со слуховыми аппаратами на основе метода реконструкции дня, принадлежащего нобелевскому лауреату Даниелю Канеману. Этот метод отличается высокой достоверностью и снижает искажения воспоминаний, которые часто наблюдаются при ретроспективных опросах. С его помощью были определены повседневные действия, которые участники предпринимали накануне, и дополнительно была собрана информация, использовался ли при этом слуховой аппарат. Помимо этого участники должны были ответить на два вопроса с предлагаемыми вариантами ответов. Их спрашивали, по какой причине они надевали или снимали аппараты.

Обсуждение полученных результатов

Из 171 владельца слуховых аппаратов только 13 человек (7%) заявили, что накануне не пользовались своими слуховыми аппаратами. Оставшиеся 158 участников использовали свои СА в течении от 12,5 до 23 часов. Этот показатель гораздо выше длительности ношения, о которой сообщалось в одном из более ранних исследований. Большая по времени длительность ношения аппаратов отражается и в повседневной деятельности. На приведенных ниже диаграммах видно, сколько человек ответило, что они выполняли накануне определенные действия, и насколько высока доля использования аппаратов при выполнении этих действий. Как и следовало ожидать, большинство опрошенных выполняли накануне действия, направленные на сохранение самостоятельности (базовые умения).

Рисунок 1
Рисунок 1. Относительная частота отдельных повседневных действий (базовые умения) в предыдущий день и пропорциональное использование слуховых аппаратов (n=158 человек). 1 – выполнялось накануне. 2– в том числе с помощью слуховых аппаратов.


При реконструкции вчерашнего дня 91% участников назвали уход за собой, 84% – мобильность, 83% – разговор по телефону, 68% – ведение домашнего хозяйства и 63% – неотложные дела, такие как совершение покупок, визит к врачу или в учреждение (Рис. 1). Лица, которые выполняли базовые повседневные действия, довольно часто использовали слуховые аппараты. При деятельности вне дома, такой как неотложные дела и мобильность, 95-94% опрошенных использовали свои аппараты. При разговоре по телефону процент использования слуховых аппаратов составил 86%, а при выполнении домашних дел – 82%. Лишь во время ухода за собой только 41% использовали слуховые аппараты.
 
Другая картина вырисовывается при повседневной деятельности, требующей расширенной компетенции. 80% участников заявили о том, что накануне смотрели телевизор, а 70% занимались социальной активностью (например, ходили в гости или принимали гостей, поддерживали отношения с родственниками), лишь 58% занимались физической активностью (спорт, садовые работы, прогулка), 59% читали, а 31% слушали музыку или музицировали (Рис. 2). Доля использования слуховых аппаратов оказалась достаточно высока и в случае этих действий. При физической деятельности за пределами дома или социальной активности с высоким уровнем коммуникации слуховые аппараты использовали примерно 90% опрошенных. Деятельность, для которой предназначалась специальная программа прослушивания, например, слушание музыки или телевизора, выполняли с помощью слуховых аппаратов 92% и 83% участников соответственно. Но при чтении доля использования аппаратов снизилась до 66%.

Рисунок 2
 Рисунок 2. Относительная частота отдельных повседневных действий (расширенная компетенция) в предыдущий день и пропорциональное использование слуховых аппаратов (n=158 человек). 1 – выполнялось накануне. 2 – в том числе с помощью слуховых аппаратов.


В целом полученные данные свидетельствуют о том, что требования владельцев к слуховым аппаратам заметно дифференцированы. При этом различать повседневную деятельность с базовыми и расширенными умениями явно недостаточно. Использование аппаратов варьируется на уровне отдельных видов деятельности. 158 владельцев слуховых аппаратов назвали очень разные причины, по которым они надели СА накануне. Большинство участников заявили, что они надели аппараты для того, чтобы выполнять определенные действия повседневной жизни (73%). Смена пространственного или социального окружения, например, выход из дома (9%) или поддержание социального контакта (41%), тоже была решающей причиной для использования слуховых аппаратов. 48% пользователей сообщили о том, что они надевали аппараты, когда настроенные в нем программы хорошо подходили к запланированной деятельности. Примерно пятая часть опрошенных (18%) носит слуховые аппараты регулярно и снимает редко, лишь в исключительных ситуациях.

Таким образом, слуховые аппараты в первую очередь используется для определенной деятельности. Тем не менее, 45% опрошенных заявили, что они носят аппараты постоянно и снимают лишь перед отходом ко сну. Но некоторые виды повседневной деятельности или смена пространственного окружения тоже приводят к снятию аппаратов. Примерно 40% опрошенных снимают аппарат, когда он становится помехой для той или иной деятельности. Примерно четверть участников снимает СА, когда возвращается домой после какой-то деятельности, проведенной вне дома. Небольшая часть участников снимает слуховые аппараты, когда они вызывают у них неприятные ощущения (7%), когда они используют другие вспомогательные средства, например, ТВ-наушники (6%), или когда им мешает окружающий шум (4%).

Заключение

Результаты исследования показали, что дифференцированное рассмотрение повседневной деятельности пожилых людей может объяснить отчасти существенную индивидуальную разницу длительности ношения слуховых аппаратов. В целом участники этого исследования используют слуховые аппараты длительно и с пользой в течение дня, что, с одной стороны, может быть связано с улучшением характеристик современных аппаратов, а с другой стороны – с особенностью данной группы участников. Тем не менее, количество ситуаций, в которых использовались аппараты, оказалось зависящим от отдельных видов деятельности. С большим процентом вероятности можно предположить, что слабослышащие люди используют слуховые аппараты при нахождении за пределами дома или при деятельности с высокой долей коммуникации, а также при просмотре телевизора и слушании музыки/музицировании. Жизнь, которая проходит приватно и требует мало слуховой информации (например, уход за собой, чтение), не требует ношения аппарата.
 
Таким образом, результаты исследования помогают лучше понять мотивацию пожилых людей и адаптировать протезирование слуховыми аппаратами к повседневной жизни и к потребностям клиентов. Например, именно различия в видах деятельности, требующих расширенной компетенции, следует внимательнее учитывать при сборе данных анамнеза и настройке слуховых аппаратов. В свою очередь, использование слуховых аппаратов требует рассмотрения на уровне отдельных видов деятельности.

Беттина Виллигер, Фридер Ланг,
Институт психогеронтологии университета Эрлангена-Нюрнберга


Статьи для специалистов