Нейропластичность мозга в аудиологии. Новые горизонты
Нейропластичность мозга – мощный и важный фактор реабилитации пациентов, особенно в тех случаях, если заболевание затронуло их память и способность к обучению. Под нейропластичностью подразумевают изменения нервных путей и синапсов, возникающие вследствие изменения поведения, окружающей среды, нервных процессов или физических повреждений организма. Нейропластические изменения в аудиологии приводят к тому, что пациент добивается улучшения слуха за счет усиления звуков и аудиотренинга.
В качестве примера приведем такую ситуацию. 25-летняя женщина получила травму в возрасте полутора лет, которая нарушила работу всего левого полушария ее мозга. Благодаря перестройке работы оставшегося полушария мозга и в результате многолетних тренировок по слухоречевому развитию она успешно овладела речевой коммуникацией, и сейчас ее жизнь ничем не отличается от жизни других. Другой пример. Результаты исследования, проведенного специалистами Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, показали, что у слабослышащих пациентов риск развития деменции (старческого слабоумия) в 2-5 раз выше, чем у людей с нормальным слухом. Приведенные факты еще раз напоминают нам, что сенсорные ощущения и функции, такие как слух, зрение, обучение и память, тесно переплетаются и существенно влияют друг на друга.
 
Если рассмотреть вопрос влияния нейропластичности на способность слышать, мы увидим, что при этом могут происходить три основных вида анатомических изменений.

Во-первых, синаптогенез и удаление – это процессы возникновения или удаления целых синапсов или синаптических групп, которые представляют собой связи между нейронами. Удаление синапсов происходит, когда стимул замедляется или когда новое сенсорное ощущение считается более функциональным. В качестве примера приведем пациента, у которого возникло нарушение слуха. Его слуховые навыки ослабели, поскольку они не подкреплялись за счет сенсорных ощущений. Здесь выражение «пользуйся, иначе потеряешь» приобрело анатомическое значение. И наоборот: после восстановления функционального слуха новые нейронные связи могут возникнуть или реорганизоваться в течение нескольких недель.
 
Во-вторых, миграция распределяет нейроны, которые распространяются через весь мозг, для подключения дополнительных областей обработки. Эта функция особенно важна для развивающегося мозга, потому что изменения, происходящие в процессе его созревания, определяют то, каким образом клетки мозга будут функционировать вместе. Это специализированный процесс, и исследования показали, что существуют определенные виды белков, оказывающие влияние на тонотопическую организацию в слуховой системе мозга человека.
 
И, наконец, нейрогенез. Как следует из названия, он генерирует новые нейроны во время эмбрионального развития, а также на протяжении детства и юности человека, но уже с меньшей скоростью. Дети, протезированные кохлеарными имплантами, – великолепный пример того, как влияет нейрогенез на работу мозга в целом. Кохлеарная имплантация, проведенная в раннем детстве, способствует естественному процессу развития новых клеток в слуховой системе и связанных с ними нервных соединений. Совершенно очевидно, что пагубных последствий сенсорной депривации (лишения сенсорных ощущений) можно избежать, если предоставить мозгу необходимую для обучения информацию с помощью соответствующих стимулов.
 
Понимание роли нейропластичности мозга в ситуации с потерей слуха имеет особую важность: изменения в поведении человека часто являются отражением достигнутых результатов, что, в свою очередь, может стать полезным индикатором при оценке успешности реабилитации. Например, пациент может сказать, что он больше не просит окружающих людей повторять сказанное или что его семья стала считать его более общительным.
 
В обязательную программу обучения аудиологов в разных странах включены курсы, на которых подробно изучается взаимосвязь индивидуальных характеристик слуховых аппаратов и методов объективной диагностики слуха. Это помогает убедиться в том, что слышимость и надпороговые звуки, которые предоставляют слуховые аппараты, оправдывают индивидуальные ожидания пациента от протезирования. Других способов для достоверного определения эффективности усиления слуха попросту не существует. Оказать квалифицированную помощь без результатов измерений в реальном ухе не может ни один специалист. Именно они позволяют оценить эффективность примененной формулы настройки и сделать вывод, является ли она наилучшей в конкретном случае.
 
Некоторые специалисты считают, что в большинстве случаев изменения настройки по умолчанию, сделанные после проведения измерений в реальном ухе, не имеют никакого отношения к рекомендуемым параметрам настройки. Ситуацию усложняет и тот факт, что мозг слабослышащего человека в процессе коммуникации может по-прежнему работать с перегрузкой, а ожидаемые изменения нейропластичности не произойдут из-за некачественной настройки слуховых аппаратов. Дело в том, что усиление, компрессия или ВУЗД не всегда могут идеально вписаться в необходимые пациенту параметры громкости, а опции автоматической настройки могут конфликтовать со слуховыми потребностями слабослышащего человека. В результате он останется недоволен качеством работы своих слуховых аппаратов и перестанет ими пользоваться.
 
В настоящее время большинство аудиологических измерений нейропластичности мозга по своей сути являются субъективными. Будем надеяться, что внедрение в практику объективных измерений, таких как функциональная магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, а также других физических измерений нейропластичности позволят специалистам проводить коррекцию слуха и дальнейшую реабилитацию своих пациентов на более высоком качественном уровне.   


Доктор Деннис Коллуччи – клинический аудиолог и судмедэксперт.
Более 30 лет возглавляет Слуховой центр Колуччи 20/20 (Лагуна Хиллз, штат Калифорния). Помимо этого занимается судебно-медицинской аудиологией, выступая в роли эксперта как в суде, так и в правительственных учреждениях.

Статьи для специалистов