«Безопасный» шум вредит мозгу
Помочь клиентам слушать в шуме — основная задача аудиолога, а потеря слуха, вызванная шумом — одна из наиболее распространенных причин жалоб на проблемы слуха.

Национальный институт безопасности и гигиены труда (NIOSH) определяет продолжительное воздействие шума при определенной интенсивности как реальный риск для слуха. Постоянный шум с уровнем 85 дБ и выше повреждает уши. Если вы проводите слишком много времени в шумном месте, пользуетесь электроинструментами или слушаете громкую музыку, это может привести к потере слуха. Многие из нас уважительно относятся к собственным ушам, надевая наушники или беруши на концерты, во время кошения травы, на стрельбище или в других неизбежно шумных местах.

Влияние пандемии COVID-19 на шум

Но шум не обязательно должен быть громким, чтобы причинить биологический вред. Когда в первые недели пандемии коронавируса человеческий мир временно затих, люди во всем мире заметили выраженное оздоровительное отсутствие шума. Измерения на всех континентах подтвердили снижение уровня шума, создаваемого человеком, причем в некоторых городах оно составило целых семь децибел.

Шум, временно аннулированный пандемией — работающий на холостом ходу грузовик, грохот метро, гул голосов в ресторане, звуки повседневной человеческой деятельности — не повреждает наши уши. И все же мы должны опасаться его ради безопасности нашего мозга. Когда наш слух всегда «включен», это утомительно для мозга, особенно когда шум представляет собой жестокое воздействие бессмысленного, и вместе с тем неумолимого громкого звука. Наша способность отличать полезный сигнал от шума имеет решающее значение почти для всего, что мы делаем, и чем больше шума окружает нас, тем меньше мы способны заставить наш мозг использовать осознанное внимание, когда оно оправдано.

Внутри мозга

Наш мозг эволюционировал, чтобы реагировать на изменения предсказуемых звуковых образцов, потому что наши далекие предки должны были быть предупреждены о потенциальных источниках опасности. Эволюционно важно отделить полезный сигнал от шума — только подумайте о внезапном броске змеи во время стрекота сверчков. Хроническое воздействие бессмысленного шума требует от нашего мозга поддержания изнурительного состояния бдительности и, в конечном счете, притупляет восприятие; полезный сигнал становится все более неуловимым. Если вы живете в шумном городе или работаете в шумном месте, у вас может быть хорошая аудиограмма, но вы будете менее способны обнаруживать звуки в шуме или улавливать тонкие временные сигналы в звуках, чем ваши сверстники, привыкшие к более тихой обстановке. Вы можете чрезмерно отвлекаться на посторонние звуки, что ставит под угрозу эффективность работы, психологическое здоровье и межличностные отношения.

Постоянный низкочастотный шквал бессмысленных звуков особенно губителен для развивающегося мозга. Некоторые ученые обеспокоены тем, что спасающее жизнь медицинское оборудование в отделениях интенсивной терапии новорожденных может иметь непреднамеренные последствия, направляя множество потенциально опасных шумов в хрупкий мозг новорожденных в течение первых нескольких дней их жизни, критически важных для развития. Это беспокойство породило быстрорастущую область исследований среди неврологов и других специалистов, предполагающих, что слуховая травма в отделении интенсивной терапии может поставить под угрозу будущее языковое и когнитивное развитие младенцев.

Дети, выросшие в шумных районах, часто имеют высокий уровень нейронного шума в мозгу, а это означает, что их слуховые нейроны активны, даже когда во внешнем мире тихо. Результатом является «шумный мозг», обрабатывающий звук менее отчетливо, чем он мог бы это делать в противном случае. Другое исследование показало, что хроническое воздействие авиационного шума негативно влияет на когнитивные функции и понимание прочитанного у детей. Каким бы ни был источник шума, он подрывает нашу способность улавливать полезный сигнал, что иногда приводит к разрушительным последствиям.

Воздействие техногенного шума на природу

Техногенный шум наносит ущерб и нашим "ближайшим соседям" - животным и птицам. В течение первых недель карантина в марте и апреле 2020 года многие из нас заметили буйство птичьего пения. Птицы увеличили активность своих песен, возможно, понимая, что тяжелая работа, которую они вложили в свои труды, не пропадет даром, погребенная под обычным обыденным шумом. Птицы также снижали высоту тона своих песен, чтобы заполнить пустующее пространство, которое когда-то было занято дорожным шумом. Но больше всего удивило то, что птицы реально уменьшили громкость своих песен. Тем не менее, их сложные, а теперь и более тихие песни преодолевали двойное расстояние и резко выделялись на новом тихом фоне остановки шума, вызванной пандемией.

Пение птиц во время пандемии — лишь один из примеров воздействия человеческого шума на жизнь животных. Птицы, лягушки и даже киты, как и люди, увеличивают громкость своих голосов по мере того, как окружающая среда становится более шумной. Животные также меняют частоту криков или высоту тона, или вносят другие качественные изменения просто для того, чтобы слышать друг друга, а не шум.

Но иногда животные просто сдаются. Судовой гидролокатор может заставить китов замолчать. Он мешает эхолокации, на которую киты полагаются для навигации, и иногда заставляет их выбрасываться на берег. Созданный человеком шум вынудил сотни видов животных по всему миру изменить свое поведение, что имеет последствия для спаривания, миграции и даже их дальнейшего существования. Как будут поступать эти виды, так могут поступить и люди, если хрупкий баланс между человеческим и животным миром будет нарушен больше, чем это уже существует.

Звук также играет интересную и неожиданную роль и в жизни растений. Звук может стимулировать рост растений и повышать их устойчивость к вредителям. Некоторые цветы выпускают пыльцу только тогда, когда предпочитаемый вид пчел жужжит с характерной для них высотой звука. Эволюция «научила» помидоры, перец, баклажаны, киви и другие растения тому, что пыльца их цветков лучше всего распространяется на телах пчел, жужжащих с частотой 200–400 Гц. Кто знает, как антропогенный шум может повлиять на растительных обитателей Земли?

Сила звука

Таким образом, сила звука вездесуща, но недооценена. Мы объединяемся вокруг причин, которые уменьшают визуальные загрязнители в наших городах, или протестуем против потери лесов, которую легко увидеть. Но нам мало что известно об акустической среде, которая помогает развиваться многим видам.

Весной 2020 года мы услышали кое-что из того, чего нам ранее не хватало. По мере того, как антропогенный шум достигает своего допандемического уровня, давайте не будем забывать об ущербе, который мы наносим своему мозгу и другим живым существам, вместе с которыми мы живем в этом мире.


Авторы статьи: Нина Краус, Никол Трент

Д-р Нина Краус — профессор слуховой неврологии Лаборатории слуховой неврологии Северо-Западного университета (Эванстон, штат Иллинойс). Она изучает нейробиологию, лежащую в основе восприятия речи и музыки, а также пластичность мозга, связанную с обучением.

Бакалавр Никол Трент — научный сотрудник Лаборатории слуховой неврологии.

Изображение от Freepik.

Статьи для специалистов