Почему движение так важно
Задумывались ли вы, насколько изменилось детство у современных детей по сравнению с предыдущими поколениями? Знаете ли, сколь большое влияние этот период жизни оказывает на все развитие ребенка? О сложностях нашей эпохи, ошибках родителей и проблемах современных мальчишек и девчонок мы поговорили с нейропсихологом, клиническим психологом Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Cо» Анастасией Ульяновой.
Анастасия, расскажите, что за специалист – нейропсихолог? Чем он занимается?

Нейропсихолог – это специалист, который изучает, каким образом соответствующие отделы мозга обеспечивают работу памяти, внимания, мышления, речи, сферы произвольных движений, восприятия. Именно эти процессы являются базовыми для развития ребенка, его успешного обучения в школе. В настоящее время нейропсихология набирает популярность, т.к. все больше детей испытывают трудности в учебе. И как раз нейропсихолог уже на первом приеме может выявить причины тех или иных проблем. Нейропсихологическая диагностика обязательно проводится в присутствии одного из родителей, наглядно демонстрируя причины трудностей ребенка. По результатам диагностики выделяются сильные и слабые стороны психической деятельности, исходя из которых и подбираются упражнения на занятия или даются рекомендации родителям.

Кому бы вы порекомендовали пройти диагностику нейропсихолога?

Любому ребенку от 4 до 12 лет. В особенности это важно для дошкольников, а также детей со сложностями в поведении и усвоении школьной программы.

Стоит обратиться к нейропсихологу, если ребенок:
  • получил родовую травму, в анамнезе была гипоксия или он родился с помощью КС;
  • имел травмы головы, повышенный или пониженный тонус;
  • мало ползал или не ползал совсем, поздно начал ходить, говорить;
  • имеет в анамнезе ММД (минимальную мозговую дисфункцию), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), ЗПР (задержку психического развития), ЗРР (задержку речевого развития), ЗПРР (задержку психоречевого развития);
  • быстро утомляется, с трудом засыпает, импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;
  • пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал, при чтении «проглатывает» окончания, угадывает слова, при письме пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
  • плохо запоминает, сравнивает, обобщает, не может описать картинку, скопировать рисунок;
  • не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь, невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца, часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание;
  • двигает ногами, языком, когда пишет или рисует, с трудом высиживает на одном месте 15 минут.

Многие из проблем, которые вы описали, встречаются у большинства современных детей. Получается, что консультация нейропсихолога показана всем?

Да, в целом я бы рекомендовала сделать это всем без исключения. Тем более что сегодня, в 21 веке, наблюдается большой дефицит двигательной функции, все больше детей демонстрируют задержку или искажение двигательного развития. А ведь именно движение является базисом высших психических функций, на котором строятся все остальные.

Расскажу об этом подробно. Двигательное развитие ребенка должно идти в четкой последовательности, важен каждый из нижеперечисленных этапов:
  1. Ребенок проходит через родовые пути.
  2. Малыш лежит на спине, затем на животе.
  3. Умеет поднимать голову и охватывать глазами пространство.
  4. Научается переворачиваться с одного бока на другой, на живот.
  5. Ребенок начинает ползать по-пластунски.
  6. Начинает поднимать руки, умеет упираться.
  7. Постепенно садится.
  8. Ребенок начинает ползать/передвигаться на четвереньках.
  9. Начинает вставать сначала с помощью рук, а потом самостоятельно.
  10. Постепенно начинает ходить сначала с помощью опоры или взрослого, а затем самостоятельно.

Все эти этапы очень значимы, они запускают ряд ключевых механизмов работы мозга. И если ребенок пропускает один из них, то, соответственно, оказывается пропущенным и важный период развития мозга. Искажение двигательной сферы приводит к искажению речевого развития, а оно, в свою очередь, – к эмоциональной деформации. Такие дети, взрослея, начинают испытывать трудности овладения письмом, усвоения образа букв и цифр, формирования разрядности числа.

Например, довольно распространенной проблемой является пропуск этапа ползания. Приходя на прием к нейропсихологу, во время диагностики родители часто говорят примерно так: «Мой ребенок очень развит, он совсем не ползал, сразу пошел». При этом взрослые не понимают, что на самом деле любое опережение, равно как и торможение, нехорошо. Конкретно ползание отвечает за пространственное представление. И детки, которые пропустили этот этап, вероятнее всего будут испытывать трудности в школьном обучении при письме, чтении и счете. Репетитор, за помощью которого чаще всего обращаются родители, в таких случаях не поможет, не сможет устранить причину. Когда такие дети приходят к нейропсихологу на занятия, причем они могут быть даже школьного возраста, т.е. довольно взрослые, после диагностики первое, с чего мы начинаем – это опускаемся на уровень онтогенеза, представляя себя в малышовом возрасте и ползаем, проходим таким образом пропущенный этап.

У нейропсихолога изначально основной метод коррекции – двигательный, называется он «сенсомоторная коррекция». Чаще всего занятия проходят на ковре. Упражнения, как признаются многие папы и мамы, выглядят банальными и даже малоубедительными. Например, лодочка, когда нужно одновременно держать голову, руки и ноги на весу. Представьте, что большинство современных детей это упражнение выполнить не могут, поскольку в процессе нужно напрягать определенные мышцы, а они у них в принципе не работают. На занятиях мы учимся это делать.

Почему движение так важно (беседа с нейропсихологом)
 
То есть компенсировать пропущенные этапы двигательного развития можно с помощью занятий?

Совершенно верно. Более того, если ребенок ведет активный образ жизни, много двигается, посещает спортивные секции и кружки, то компенсация может произойти сама собой. Раньше ведь тоже рождались дети, которые не ползали, но за счет большой двигательной активности они этот пробел восполняли. Вспомните детство прошлых поколений! Как много было дворовых игр буквально 10-20 лет назад! Классики, резиночка, скакалка, казаки-разбойники, вышибалы, салки, прятки – все эти советские игры являлись лучшей коррекцией, которую только можно придумать.
 
Мы много гуляли, дышали свежим воздухом, снабжая мозг кислородом. Бегали, прыгали, развивая пространственные представления, вестибулярный аппарат и межполушарные связи сами, без всяких нейроустройств. Главным подарком на день рождения были велосипед или самокат – отличные нейротренажеры, заставляющие два полушария мозга работать одновременно. Зимой игры в снежки, катание с горок, строительство снежных крепостей и снеговиков – вот вам и сенсорная интеграция. А еще игра – это ведь и коммуникативные навыки, она учит придерживаться определенной программы/правил, переключать внимание, учит самоконтролю. Все это очень важно для обучения в школе.
 
А что происходит сейчас? К сожалению, все меньше детей гуляют и играют во дворе со сверстниками, все чаще предпочтение отдается гаджетам. В детский сад, школу или на дополнительные занятия дочек и сыновей родители, как правило, возят на машинах. Плюс отмечу еще одну тенденцию: современные мамы и папы чуть ли не с трех лет начинают усиленно развивать своих малышей, водят их на всевозможные занятия, учат иностранному языку, готовят к школе. С точки зрения специалиста, подобное раннее обучение ошибочно. Мозг 3-4-летнего ребенка совсем незрелый, не готов осваивать буквы и цифры. Куда большую пользу принесли бы физические нагрузки – спортивные секции, танцы, ритмика. И именно поэтому нейропсихология сегодня является вовсе не модой, а необходимостью современной реальности. Задача специалиста – выявить слабые и сильные стороны ребенка и выстроить программу коррекции.
 
Дефицит двигательной активности – одна из проблем. Какие бывают еще?

Все больше детей имеют нарушение процесса обработки сенсорной информации. Поясню. Информация окружающего мира поступает в мозг от сенсорных систем: слуховой, тактильной, зрительной, вкусовой, вестибулярной, обонятельной, проприоцептивной (информация, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов тела). Эта информация интегрируется, и человек адаптивно реагирует на ситуацию, его действия адекватные. Но бывает, что этот процесс функционирует неправильно, и в мозг поступают ложные сигналы, тогда реакции человека могут быть неадаптивными. Это называется сенсорной дезинтеграцией.

Обратите внимание! Если у детей наблюдаются следующие симптомы, то речь идет о вышеназванном нарушении:
  • Двигательная неловкость, неуклюжесть, когда ребенок постоянно ударяется, падает, не может научиться кататься на велосипеде или самокате, не умеет прыгать.
  • Сверхчувствительность к звукам, свету. В этом случае ребенок не переносит шум или, наоборот, любит слушать музыку громко. Не может долго находиться в людных местах.
  • Ребенок избегает игр с песком или снегом, не может пройтись босиком по траве, земле или песку.
  • Малыш не любит занятия с пластилином, глиной, пальчиковыми красками.
  • Ваш сын или дочь опасается кататься на каруселях, качелях или наоборот, оказываясь на детской площадке, не интересуется ничем, кроме карусели.
  • Избирательность в одежде. Например, ребенок может надевать только вещи без ярлыков, резинок, не переносит свитеры и водолазки с высоким горлом. Он не дает надеть ему колготки, носки.
  • Избирательность в еде, когда ребенок может есть пищу только определенной структуры, не хочет есть горячее, ест только холодное. Также стоит обратить внимание, если сын или дочь жует все подряд – одежду, предметы.
  • Имеется слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности.
  • Малыш быстро утомляется, не может сконцентрировать внимание.
  • Ребенок отказывается от социальных контактов.
  • Имеется сниженная болевая чувствительность.

Детям с такими тревожными симптомами показаны занятия на двигательную активность со специальным оборудованием – качелями, гамаками, роликовыми досками, балансирами и т.д.

Часто, придя на консультацию к нейропсихологу, родители жалуются, что ребенок невнимательный. С помощью тестирования можно выявить причину проблемы, но не всегда речь идет именно о дефиците внимания, нередко диагностируется нарушение пространственного представления и восприятия. Что это такое и как они образуются? Сначала у ребенка формируется пространство собственного тела, затем комнаты (окружающего пространства), потом рабочего/письменного стола, после – пространство тетрадного/альбомного листа, и только в последнюю очередь – квазипространство, то есть символическое пространство: время (позавчера, послезавтра), ориентировка по часам, картам и т.п. Эту последовательность очень важно пройти, иначе получается, что у ребенка нет фундамента, базы, основы, а ему уже нужно «крышу строить». Что имеется в виду? Очень часто родители и педагоги, занимаясь с малышом, строят занятия на заданиях по рисунку или письму, то есть предлагают ему бумажные носители. А он по функции пространственных представлений находится только, например, на этапе освоения комнаты. И получается, что ребенок, а точнее его мозг, не готов к занятиям на бумаге. Даже если его заставить, и будет создана видимость, что у него что-то получается, проблема нарушения пространственного представления все равно проявится в школьном обучении. Еще раз повторюсь: такие пропущенные этапы развития ребенка может выявить нейропсихолог, а дальше с помощью специальных упражнений можно их скорректировать.

Занятие с нейропсихологом
 
Есть ли какие-то примеры упражнений или задач, с помощью которых родители детей 6-7 лет или чуть старше могут «диагностировать» проблемы у ребенка?

Конечно. Попробуйте поиграть с ребенком в мяч. Очень многие дети поймать мяч могут, а вот кинуть его обратно в руки партнера по игре – нет. Также у нынешних мальчишек и девчонок часто оказывается несформированной координация «глаз – рука», то есть они не могут выполнять одновременно несколько действий разными системами: например, брать мяч  и при этом говорить, рассказывать стихотворение и одновременно кидать мяч другому человеку, чеканить или отбивать от стенки.
 
Или, например, попросите перечислять известных ребенку животных, прыгая по воображаемым кочкам. Часто дошкольники или школьники младшего возраста могут выполнять подобные задания только сидя на стуле, т.е. в статическом состоянии. А вот накладывать речь на движение им сложно. Подобные примеры говорят о проблемах с удержанием многозадачности. А ведь в школе ученик сталкивается с этим ежедневно, когда нужно смотреть на доску, слушать учителя и писать в тетради.
 
Посмотрите, насколько ребенок моторно ловкий (как часто он падает, не роняет ли предметы). Можно попробовать распространенные тестирования на пальцах: показывайте ребенку позы пальцев, а он их должен повторить.

Если с выполнением вышеперечисленных задач возникают сложности, то это показатель того, что ребенку в школе будет тяжело. Но подчеркну, что все это можно корригировать с помощью занятий.

И еще советую взрослым обратить внимание и не игнорировать, если ребенок двигает ногами и телом, когда рисует или пишет. Это довольно частое явление, которое называется синкинезией. Представьте, как ему тяжело в школе! Уже на первом уроке, например письма, «прописав» всем телом все задания, ко второму уроку работоспособность такого ученика будет на нуле. Ему нужна помощь специалиста, который сможет работать с активацией подкорковых отделов, ствола мозга, делать определенные упражнения, разбивать неправильно сформированные содружественные двигательные стереотипы, которые формируются на этапе раннего детства.

Есть ли особенности в работе нейропсихолога с детьми, имеющими нарушения слуха – кохлеарноимплантированными, протезированными слуховыми аппаратами?

Могу сказать, основываясь на опыте работы с пациентами Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Co», что здесь нейропсихолог нужен всем детям. Обычно к нам приезжают ребята не только со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, но и имеющие сочетанные патологии. У всех есть дефицит двигательной активности, проблемы с вестибулярным аппаратом, что еще больше усугубляет и так непростую ситуацию с развитием. По сути, речевой акт – это такое же моторное переключение с движения на движение, только в артикуляции. Если у ребенка есть пробелы с двигательной активностью, несформированы чувство собственного тела и пространственные представления, то будут проблемы и в речи. Но родители чаще всего эту связь не прослеживают, не понимают, что отсутствие физической нагрузки, неумение владеть собственным телом напрямую влияет на речь. Об этом надо обязательно говорить взрослым, все объяснять, давать необходимые рекомендации.

На занятии

Ко всему прочему, у пациентов «Тоша&Co» (да и у многих современных детей тоже) есть особенность, по-научному она называется «блок программирования и контроля собственной деятельности». Простыми словами – у ребенка не развит или недостаточно развит самоконтроль. За него отвечают лобные отделы мозга,  пик созревания которых приходится на 7 лет (возраст похода в школу, когда мозг дозревает морфологически).  Но в силу особенных потребностей детей с кохлеарными имплантами, слуховыми аппаратами и сочетанными нарушениями, очень многое за них в повседневной жизни делают родители. Даже занятия с педагогами Центра проходят под неусыпным контролем мамы. К нам в «Тошу» приезжают дети, которые
в 5 лет и даже старше не умеют сами есть, одеваться, т.е. они в принципе ничего не могут без контроля и помощи старших. Из-за такой гиперопеки и гиперконтроля мальчишки и девчонки оказываются совершенно не готовыми к школе, причем не с интеллектуальной точки зрения, а именно из-за несамостоятельности. И здесь рекомендация родителям одна, но самая важная – не делать за сына или дочь то, что они могут делать по возрасту сами. Не нужно бояться обременить своего ребенка домашними делами! Напротив, очень хорошо, если у него появится какая-то обязанность по дому. Это будет способствовать развитию функций программирования и контроля, произвольности. Вот небольшие примеры тех дел, с которыми ребенок в соответствующем возрасте вполне может справиться самостоятельно:
  • В 3 года – учиться собирать и складывать на место игрушки, умываться и чистить зубы, мыть руки и причесываться, одеваться и раздеваться с минимальной помощью.
  • В 4 года – помогать расстилать и заправлять постель, протирать пыль, помогать готовить несложные блюда (даже если порой от такой помощи  нет большого толку)
  • В 5 лет – помогать в уборке квартиры, кормить своего питомца, завязывать шнурки.
  • В 6 лет – пылесосить ковер, поливать цветы, выгуливать собаку, выносить мусор.
  • В 7 лет – уметь выполнять поручения родителей, без напоминаний вставать утром и ложиться спать вечером, самостоятельно собирать портфель в школу.
 
Есть ли еще подобные универсальные рекомендации для родителей, которые были бы полезны всем без исключения детям?

Есть простые, но очень важные правила для полноценной работы мозга ребенка, которые нужно соблюдать всем родителям в отношении своих детей:
  1. Ребенок должен проводить достаточное время на свежем воздухе.
  2. Необходимо соблюдать режим дня, очень важен полноценный сон.
  3. Нужна физическая нагрузка – зарядка в домашних условиях или посещение спортивной секции, танцев, бассейна, если нет противопоказаний от невролога.
  4. Важны перерывы и смена деятельности. Выполнение домашнего задания чередуйте с двигательной и дыхательной гимнастикой, «быстрой» настольной игрой. А вот игра на телефоне или компьютере, просмотр телевизора в качестве переменки не подойдут, от них мозг еще больше устанет.
  5. Если нет противопоказаний, полезны активизирующие процедуры – контрастный душ, массаж шейно-воротниковой зоны, ванны с ароматом хвойных или цитрусовых.

В заключение скажу, что мозг ребенка очень пластичен. Именно в детском возрасте можно оказать колоссальную помощь малышу при любых трудностях развития. Почти всегда проблемы являются следствием незрелости (несформированности) определенных структур головного мозга. За счет компенсаторных возможностей можно довольно быстро восполнить пробелы. Родителям нужно об этом знать, понимать важность коррекции и необходимость своевременного обращения к специалистам.


Автор: , нейропсихолог, клинический психолог Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Cо»


Почему движение так важно

Статьи для специалистов