Когда речь идет о достаточно серьезном снижении слуха, возможно использование только плотно прилегающего вкладыша. Такой тип звукопроведения может привести к так называемому эффекту окклюзии — состоянию, когда собственный голос звучит некомфортно. Характеризуют это звучание по разному: «как в бочке», «как по телефону», «непривычно громко». И делится этот феномен на два явления: эффект собственно окклюзии и эффект ампклюзии.
Можно ли сделать так, чтобы собственный голос в слуховых аппаратах не вызывал раздражение? Да, добиться этого вполне реально. Чем окклюзия отличается от ампклюзии и какую роль в принятии слуховых аппаратов играет аутофония, рассказывает кандидат медицинских наук, тренинг-менеджер АО «НьюКо» Татьяна Валерьевна Обухова.
Факторы непринятия звучания собственного голоса
Ученые разных стран систематически проводят опросы, в которых обсуждаются разные аспекты ношения слуховых аппаратов, в том числе то, насколько довольны или нет пользователи своими устройствами. Ориентируясь на полученные данные, производители сурдотехники корректируют производственные процессы и стратегии работы с конечными пользователями. Один из недавних опросов MarkeTrak, которые проводятся в США Ассоциацией Слуховой Индустрии, показал, что 28 % неиспользования слуховых аппаратов на ежедневной основе связано с неприятием звучания собственного голоса. Каким образом можно решить эту проблему? Давайте разбираться вместе.
В аудиологии выделяются три фактора, влияющие на субъективное восприятие голоса.
Первый. Окклюзия. Это явление, при котором звук собственного голоса воспринимается несколько иначе внутри головы благодаря передаче вибраций через кости черепа. В большинстве случаев пациенты характеризуют его как «голос из бочки».
Известно, что голосообразующий аппарат человека включает голосовые связки, крепящиеся к хрящам гортани. Когда он говорит, поток воздуха из легких попадает на голосовые связки, вызывая их колебания. Образующийся при этом звук передается в слуховой проход. Когда он открыт, все звуки выходят наружу беспрепятственно, человек слышит свой голос двумя путями — по воздуху и через колебания по кости черепа. Если слуховой проход закрывается, например, внутриушным вкладышем, то ситуация меняется. Звук приходит в слуховой проход, но из-за вкладыша выйти наружу не может, и поэтому остается в пределах остаточного объема у барабанной перепонки, оказывая на нее определенное давление. В результате ощущение громкости собственного голоса увеличивается.
В дополнение к этому звуки, попадающие в слуховой аппарат, требуют некоторого времени для обработки, и также возникает ощущение, относящееся к окклюзии, когда происходит рассинхронизация. Через кости черепа звук достигает мозга чуть быстрее, чем через слуховой аппарат.
Дополнительную проблему могут создать колебания от хрящей нижней челюсти, потому что в процессе говорения она принимает активное участие.
Таким образом, сочетание разных путей попадания звука на барабанную перепонку в комплексе с закупоренным вкладышем слуховым проходом вызывает ощущение замкнутости и неприятного звучания.
Второй. Ампклюзия. Этот фактор связан с неприятием звучания собственного голоса по причине некорректной настройки усиления слухового аппарата. В каких случаях он возникает?
Во-первых, при избыточном усилении низких частот. Такая ситуация может стать результатом некорректно проведенной аудиометрии. Возникновение костно-воздушного интервала, связанного, например, с переслушиванием по кости противоположной стороной, приводит к переусилению низких частот.
Во-вторых, при недостаточном усилении низких частот. Если ухо человека закрыто внутриушным вкладышем, оно изолировано от всех звуков. Собственный голос при этом звучит громче окружения, и одновременно возникает неприятное ощущение звучания низких частот. То есть слуховой аппарат не переусилен, как мы обычно думаем, а наоборот — усиления недостаточно. Если в слуховом аппарате активирован режим направленности, он «уходит» в высокочастотное усиление, соответственно, низкие частоты «пропадают». Вкладыш в этой ситуации снова выступает в роли «затычки». Если пациент протезирован двумя слуховыми аппаратами, эта проблема может усиливаться.
В-третьих, при изменении звучания собственного голоса в результате усиления тех частот, которые пациент давно уже не слышал должным образом.
Третий. Аутофония. Это усиленное восприятие собственного голоса, связанное с патологическим процессом в слуховой трубе, так называемая зияющая слуховая труба. Данная особенность может появляться во время беременности, при проведении радиационной или гормональной терапии, становится одним из последствий стресса, хронической усталости, депрессии или потери веса. Встречаясь с аутофонией, люди могут слышать собственное дыхание и звук пульса. Хорошая новость заключается в том, что эта особенность носит временный характер. Когда речь заходит о необходимости слухопротезирования, человеку приходится выбирать между внутренним комфортом или возможностью хорошо слышать. Лучший выход в данной ситуации — обратиться за помощью к оториноларингологу, чтобы вместе с ним принять взвешенное решение.
В каких ситуациях встречается истинная окклюзия?
При высокочастотных потерях слуха. Во время настройки слухового аппарата пациенту с таким видом потери слуха низкие частоты требуют лишь небольшого усиления. Для того чтобы аппарат не самовозбуждался и не начинал свистеть, используется закрытый вкладыш, который и провоцирует возникновение окклюзии.
При настройке слухового аппарата пациенту с небольшой потерей слуха. Эта достаточно общая проблема связана с тем, что человек не придает особого значения своему диагнозу. По этой причине он думает, что ему подойдет недорогое устройство. Однако такой выбор однозначно не решит проблему. Потому что бюджетные слуховые аппараты имеют небольшое число каналов, во время настройки звуки с большой вероятностью будут усиливаться равномерно по всему частотному диапазону. В сочетании с закрытым вкладышем это также будет провоцировать возникновение окклюзии.
При настройке внутриушного слухового аппарата. Как правило, этот формфактор выбирают активно работающие люди, которым важно скрыть от окружающих свою проблему. Чаще всего у таких людей диагностируется небольшая высокочастотная потеря, при которой в первую очередь страдает разборчивость речи. Чтобы показать пациенту, как на самом деле он будет слышать с помощью внутриушного слухового аппарата, рекомендуется предложить ему провести эксперимент — закрыть ухо самым плотным вкладышем и дать возможность послушать разные повседневные звуки, например голос собеседника. Выходом может стать достаточно большой вент, который, в свою очередь, приведет к увеличению размера аппарата, он станет более заметным. Но нужно ли это самому человеку? В данной ситуации только пациент может выбрать, что ему важнее — незаметность слухового аппарата или отсутствие окклюзии.
Важно! Привыкнуть к истинной окклюзии невозможно, и это тот случай, когда единственно верное решение может быть принято только совместно пациентом и сурдоакустиком.
Можно ли снизить негативное влияние эффекта окклюзии?
Специалисты по подбору и настройке слуховых аппаратов предлагают два способа решения проблемы неприятного звучания собственного голоса.
Использование вентиляционного отверстия (открытое протезирование). Помогает убрать низкие частоты, которые попадают через хрящевую ткань в остаточный объем перед барабанной перепонкой. Если принимается решение об использовании вента, нужно помнить о том, чтобы его размер был не меньше 2 мм, а лучше 2,4 мм. Кроме этого, можно рассмотреть возможность уменьшить его длину или использовать ступенчатообразную форму. Однако реализовывать эти стратегии необходимо исходя из особенностей строения слухового прохода клиента.
Удлинение канальной части слухового аппарата за второй поворот. Здесь снова речь идет о том, что распространение собственного голоса осуществляется через хрящевую ткань стенок слухового прохода. Когда вкладыш или внутриушной слуховой аппарат «заходят» за второй поворот, звук минует так называемую опасную зону и попадает к костной части, где практически нет колебаний.
Общие рекомендации по коррекции звучания собственного голоса
Шаг 1. Увеличьте усиление низких частот
(250–1000 Гц)на3–5 дБ. Причем как для тихих, так и для громких звуков. Если этот прием позволит решить проблему — ОСТАНОВИТЕСЬ! Если проблема остается, вернитесь к исходным настройкам и перейдите к шагу 2.Шаг 2. Уменьшите усиление низких частот
(250–1000 Гц) на3–5 дБ для звуков любой громкости. Если проблема остается, вернитесь к исходной настройке и перейдите к шагу 3.Шаг 3. Увеличьте усиление для тихих звуков как можно ближе к 3000 Гц (высокие частоты) на 5 дБ. Выбранная частота должна как можно точнее соответствовать резонансному максимуму «открытого уха». Если это решит проблему — ОСТАНОВИТЕСЬ! Если проблема остается, вернитесь к исходным настройкам и перейдите к шагу 4.
Шаг 4. Если предыдущие шаги не помогли решить проблему, то единственно возможная причина — окклюзия. Поэтому все остальные корректировки будут связаны с устранением неприятного звучания собственного голоса.
Ампклюзия. Варианты решения проблемы
Во-первых, необходимо еще раз провести аудиометрию. Исследование костной проводимости при этом нужно обязательно выполнить с маскировкой. Во-вторых, добавить усиление в области низких частот. Если ранее использовался открытый вкладыш, заменить его на закрытый.
Однако основная работа в случае изменения звучания собственного голоса направлена на то, чтобы объяснить клиенту, что при слушании в слуховых аппаратах меняется восприятие практически всех звуков, и собственного голоса в том числе.Цель слухопротезирования заключается в том, чтобы человек смог снова воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. Подобранный сурдоакустиком аппарат способен решить проблемы с разборчивостью речи, сделать общение с другими людьми более комфортным, он станет надежным помощником во всех бытовых и профессиональных ситуациях. Чтобы привыкнуть к новой реальности, требуется время и позитивный настрой.
Если при первой примерке выбранной модели слухового аппарата не ак-центировать внимание клиента на звучании его собственного голоса, в большинстве случаев он не обратит внимания на то, что что-то изменилось. Если дискомфорт все-таки присутствует, следует поинтересоваться: звучание непривычное или действительно дискомфортное? В первом случае нужно предложить все-таки время на адаптацию. Во втором — либо провести корректировку настройки, либо (если корректировки не помогли) заменить модель слухового аппарата на более высокоуровневую (с большим количеством каналов компрессии).
В качестве примера приведу простой случай. Пациент жаловался на неприятное приглушенное звучание собственного голоса. Настройка продолжалась практически час, однако лучше не становилось. Детальный анализ показал, что в процессе настройки после снижения усиления низких частот пациент стал жаловаться на металлические призвуки. Было принято решение о том, что нужно снизить и усилить высокие частоты, слуховой аппарат при этом превратился практически в затычку. В качестве первого шага решения проблемы настройки были сброшены до первоначальных. И — о чудо! Пациента больше ничего не раздражало. Что же произошло? Все просто. За этот час работы он прошел определенный этап привыкания к звучанию слухового аппарата.
Как мы видим, существуют разные способы решения проблемы неприятия собственного голоса. Насколько успешно удастся ее решить, зависит от разных факторов. Но главное здесь — желание пациента слышать, его готовность идти на временные компромиссы, мастерство сурдоакустика и его способность доступным языком объяснить все преимущества подобранных слуховых аппаратов. Потому что возможность хорошо слышать во многих случаях перевешивает временные неудобства, возникающие на этапе привыкания к новому звучанию окружающего мира.


Важно! Привыкнуть к истинной окклюзии невозможно, и это тот случай, когда единственно верное решение может быть принято только совместно пациентом и сурдоакустиком.
Общие рекомендации по коррекции звучания собственного голоса





















