1. Мамы и папы не сразу после проведенной ребенку операции по кохлеарной имплантации обращаются к сурдопедагогам и логопедам.
Это, к сожалению, очень частая ошибка, когда взрослые решают, что ребенку требуется время —2. Родители не дают ребенку времени на проявление себя, своих желаний или ответной реакции.
Речь о гиперопеке, когда мамы, папы, бабушки и дедушки стараются предугадать желание малыша. Например, стоит ребенку только указать в сторону игрушки или какого-то предмета, родители спешат его подать. Не дают малышу возможности продемонстрировать свое желание или попытаться назвать желаемый предмет. Не торопитесь, дайте ребенку время. Если у него возникают трудности, нужно еще раз спросить, что он хочет — мяч или мишку. Дождитесь ответа и обязательно похвалите малыша, скажите, что поняли его и еще раз назовите предмет, который он просил. Это — правильное речевое поведение в семье, когда процесс слухоречевой реабилитации идет естественным путем.3. Использование жестов.
Очень часто взрослые «помогают» ребенку понять, что от него хотят, с помощью жестов или других визуальных подкреплений. Например, показывают ложку, когда приглашают его за стол обедать. Как следствие, малыш реагирует не на обращенную к нему речь, а на жест или предмет — он видит ложку и понимает, что его зовут есть. Важно использовать визуальные подкрепления как можно меньше и реже, стараться учить ребенка понимать именно речь, слова. Конечно, если есть серьезные неврологические нарушения, использование жестов способно не только облегчить коммуникацию, но и помочь малышу чувствовать себя психологически комфортно оттого, что взрослые его понимают. В этих случаях мамы и папы сами должны научить сына или дочь пользоваться жестами, чтобы ребенок мог показать, что он, например, хочет есть или у него что-то болит. Но если малыш не имеет сочетанных патологий, мы настоятельно рекомендуем использовать в первую очередь слова.
Случается, что ошибки допускают логопеды и сурдопедагоги, к которым родители обращаются за реабилитацией ребенка с КИ. Не все специалисты имеют опыт работы именно с кохлеарноимплантированными детьми. Но не стоит переживать, если такого специалиста в вашем городе нет. Ребенок вполне может заниматься и с обычным логопедом. Не акцентируйте внимание педагога на том, что ваш малыш имеет инвалидность по слуху. Ведь ребенок с КИ не глухой, он слышит, и гипотетически в будущем у него должна быть норма по слуху. Поэтому пусть логопед или сурдопедагог работает с ним как со слышащим, но в рамках зоны ближайшего развития*.
Нередко логопеды и сурдопедагоги занимаются с ребенком по методике, предназначенной для обучения глухих детей. И здесь родителям нужно, что называется, держать руку на пульсе. Обратите внимание на следующие моменты:
1. Провел ли специалист диагностику развития ребенка.
С этого желательно начать коррекционную работу по реабилитации слуха и речи. Маленький человек овладевает речью постепенно, проходя определенные этапы: учится слушать, различать звуки, отличать речевые звуки от неречевых и так далее. Важно понять, на каком этапе в настоящий момент находится ребенок, ведь врожденная глухота могла повлиять на то, что малыш пропустил некоторые из них, и требуется в первую очередь их наверстать.2. Уровень сложности заданий, которые специалист предлагает ребенку во время занятий, а также реакция ребенка на их выполнение.
Если малыш с интересом работает, выполняет успешно задания — значит, процесс идет правильно. Неактуальные задания — пустая трата времени. Например, с ребенком начинают учить качественные прилагательные, при этом он не умеет разговаривать, не умеет соотносить звук и предмет. Соблюдение правила "от простого к сложному«?— очень важный момент! Специалист при работе с детьми после КИ должен учитывать не только физический возраст ребенка, но и его слуховой опыт.
3. Первые занятия сразу идут на накопление словаря, то есть заучивание названий тех или иных предметов.
В чем ошибка? Заученные слова — это не речь. Основным фундаментом работы педагога с детьми после КИ является слуховое внимание и слуховая память. Развивая внимание и память, мы развиваем речь наших малышей. К нам в центр реабилитации «Тоша &Со» нередко приезжают дети, которые смогли накопить определенный словарь, но остановились на этом этапе — дальше процесс речи у них не идет. Почему? Потому что не заложена основа. Такой ребенок может говорить лишь отдельные заученные слова, но как бы не старались взрослые, составить из этих слов фразу или спонтанно их соединить он не может.Без достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз.
Также необходимо уделить большое значение и фонематическому слуху. Он нужен ребенку не только для того, чтобы он понимал речь и сам говорил, но и для того, чтобы он мог распознавать особенности того или иного звука, благодаря которому одно слово отличается от другого по смыслу.
4. Специалист использует метод сопряженной речи.
Это классический метод обучения произношения в логопедии, но для ребенка с КИ он не подходит. Сопряженная речь — одновременное совместное произнесение ребенком и педагогом слов и фраз. Метод не эффективен, так как ребенок не понимает смысла сказанного, а значит, это не ведет к развитию речи.
5. Педагог учит ребенка глобальному чтению.
Суть заключается в том, что ребенку показывают карточки со словами и соответствующими изображениями предметов, подкрепляя визуальную картинку произнесением слова. Малыш по сути механическим способом учится воспринимать зрительно и на слух написанные целиком слова или словосочетания. Этот метод приемлем для детей с тяжелой потерей слуха, но не для кохлеарноимплантированных. Это очень хороший способ для накопления словаря, но применяется он в работе с глухими детьми, так как они не могут усваивать словарь на слух. С КИ детьми ситуация иная. Опираясь на свой многолетний опыт, мы настоятельно рекомендуем обучать ребенка с КИ чтению и грамоте по аналитико-синтетическому методу, при котором малыш знакомится с основными звуками родного языка, учится слышать их и выделять из речи, обозначать буквами. Очень часто мы сталкивались с тем, что дети, владеющие глобальным чтением, не могут назвать знакомые предметы на слух. Когда ребенку показывают подписанные картинки, например, картинку с изображением мяча и написанным под ней словом «МЯЧ», он может назвать увиденное, скажет: «Мяч». Но стоит только скрыть надпись, картинку убрать и попросить ребенка показать мяч, малыш теряется, он может не знать это слово на слух, не воспринимать или не соотносить звучание слова «мяч» с реальным предметом. Умение ребенком глобально читать (хотя чтением этот процесс назвать очень сложно, малыш на самом деле не читает, он просто зрительно знает названия предметов), к сожалению, не переходит в активную речь. Поэтому важно научить ребенка произносить буквы, сливать их в слоги, читать слова и анализировать, соотносить прочитанное (сначала по слогам) слово с изображением или предметом, учиться понимать смысл прочитанного.
6. Специалист уделяет слишком большое внимание чистоте звуков в речи ребенка.
Четкость речи, выговаривание каждого слога, запоминание правильного произношения слова — ненужный навык для ребенка с КИ на начальном этапе реабилитации. Утрированное проговаривание каждой буквы в слове приводит к тому, что малыш начинает говорить неестественно, скандированно. Это не только сложно для восприятия, но и может сыграть негативную роль в будущем, когда ребенок пойдет в школу. Дети, которых учили утрированно проговаривать слова, нередко пишут некоторые слова через пробелы. Поэтому, если ваш малыш говорит еще недостаточно хорошо, сокращает длинные слова до двух или даже одного слога это не плохо. Пусть говорит неразборчиво, главное много! Потому что для ребенка с КИ важен процесс речи и понимание, ему необходимо накопление словаря, развитие фразы. А дальше можно постепенно переходить на коррекцию звукопроизношения, причем точно так же, как у ребенка с нормой слуха.
7. Все время занятий ребенок проводит за столом, не допускается его двигательная активность.
Сосредоточенная работа обязательно должна чередоваться с двигательными играми. Если ваш педагог настаивает на обязательном сидении за партой и ограничивает подвижность малыша, советуем сменить такого педагога, поскольку реабилитация в подобном формате вряд ли даст хорошие результаты. Мы уверены, что занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Ведь практически все дети с нарушениями слуха имеют дефицит внимания. Для такого ребенка сидеть со сложенными ручками и выполнять задания — практически нереальная задача. Удержать его внимание возможно всего на несколько минут, а дальше малышу нужно позволить выплеснуть энергию. Мы на занятиях с детьми играем, разрешаем им бегать и прыгать. Но это не значит, что время проходит впустую. Просто работа строится в форме игры. Малыши получают огромное удовольствие, а когда человеку хорошо он развивается. И мы это ежедневно доказываем в своей работе!*Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.